LsLSm

Личный сайт

Леонида Сметанкина

LsLSm

Личный сайт

Леонида Сметанкина

 

                                                                Последнее изменение сайта 14.04.2011


 

 

 

                    

   Программа “Наши истоки” создана  в гимназии № 10 г. Воронежа в 1998 году как факультативный курс. С 2000 года уроки по предмету “Наши истоки” включены в школьное расписание и проводятся в 5, 6, 7 классах, как предмет за счет школьного компонента. С 2003 - 2004 учебного года в рамках программы "Наши истоки" введен предмет "Отчизноведение" в 8 классах, с 2005 – предмет «Экологическое краеведение» в 9 классах и спецкурс «Эстетика мировосприятия» в 9 и 10 классах. Данные предметы предусматривают межпредметную интеграцию, объедине­ние взаимосвязанных между собой направлений: историко-краеведческое, литературно-краеведческое, фольклорно-этнографическое и экологическое. Объединяют эти направления принципы историзма и гуманизма. Принцип историзма опреде­ляет системное, поэтапное изучение исторических событий родного края, бережное отношение к прошлому Родины. Принцип гуманизма предусматрива­ет переплетение знаний из разных наук, имеющих краеведческую направ­ленность. Это позволит не только развивать мыслительные умения учащих­ся, но и приобщать их к миру прекрасного, воспитывать уважение к свое­му народу, его обычаям, традициям. Завершают учебный год учащиеся в детском лагере «Славяне» и «Индейцы». Гимназия сотрудничает с Детской организацией «ЦИТ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности. Любовь к родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства, поэтому целесообразно проводить в школе краеведческую работу. Школьное краеведение способствует развитию у учащихся любознательности, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой.

Многие общеобразовательные программы включают темы по краеведению, но все они существуют разобщенно, изучаются бессистемно относительно друг друга, не имеют объединяющей научно-педагогической цели, а изучать краеведение необходимо по определенной программе. Новизна программы “Наши истоки” заключается в том, что она отражает межпредметную интеграцию.

Программа “Наши истоки” создавалась  четыре года назад как факультативный курс, а с 2000 года уроки по предмету “Наши истоки” включены в школьное расписание и проводятся в 5, 6, 7 классах (36 часов за год), как обязательные дисциплины.

Программа предназначена для проведения дополнительных занятий, факультативов, кружков в системе детских центров дополнительного образования и общеобразовательных школ. Рассчитана на детей 10-13 лет, обучающихся в группах от 14 до 25 человек. Программа реализуется полностью за 3 года (три этапа) по 9 месяцев, четыре академических часа в неделю. Итого 1 год обучения составляет 144 часа.

Программа осуществляет принцип культуросообразности образования, так как своей содержательной частью способствует формированию у учащихся черт гражданственности, патриотизма, общей культуры, что является одной из важнейших задач современной школы.

Основные знания учащихся по программе “Наши истоки”

1. Знания по родной истории, истории Отечества.

2. Знания истории духовной жизни Воронежского края, духовного краеведения.

3. Знания и представления о народной культуре и истории русской деревни.

4. Знакомство с традиционными жанрами фольклора, бытованием фольклорных произведений.

5. Знание исторических реалий.

6. Знания о роли Православия в становлении нашего Отечества.

Формы проведения занятий:

1. Комбинированный урок.

2. Мини-конференция, пресс-конференция.

3. Ролевая игра, урок-игра (краеведческая викторина, “Счастливый случай”, “Звездный час” и другие).

4. Интегрированный урок.

5. Литературно-музыкальная, поэтическая композиция.

6. Инсценированное представление.

7. Экскурсия.

8. Экспедиция.

Режим занятий

Занятия проводятся два раза в неделю по два часа. Это позволяет более полно изучить тему занятия, выполнить творческое задание, закрепить полученные знания. Курс “Наши истоки”, включенный в школьное расписание, предполагает проведение уроков один раз в неделю, длительность изучения 36 часов за год.

Механизм реализации программы:

а) организация экскурсий в этнографический отдел краеведческого музея; музей им. М.Е. Пятницкого в средней школе № 37; другие музеи города;

б) автобусные экскурсии по городу, по святым местам, по памятникам Великой Отечественной войны;

в) посещение концертов фольклорных коллективов города;

г) организация фольклорно-этнографической экспедиций (трех-, четырехдневных) в села Воронежской области: Новая Ольшанка, Россошки, Дивногорье, Краснолипье;

д) оформление материалов экспедиций;

е) создание и оформление этнографического уголка;

ж) проведение тематических недель и праздников народного календаря;

з) обработка фото- и видеоматериалов.

Прогнозируемые результаты

Программа предусматривает проведение итоговых занятий (после изучения отдельных блоков), которые представляют собой инсценированные представления “Народного театра”: праздники народного календаря, ярмарки, сценки народного театра “Петрушка”, вертеп, деревенские посиделки и т.д. Обязательным условием и залогом успеха является присутствие на итоговых занятиях гостей - зрителей, т.к. справедливую оценку за полученные знания и умения могут поставить только зрители. В подготовке и проведении итоговых занятий участвуют все учащиеся, поэтому такая творческая работа не только сплачивает коллектив, но и помогает применить и закрепить свои знания.

Итогом каждого года обучения является участие актива учащихся в фольклорно-этнографической экспедиции, где они могут встретиться с этнографическими коллективами, узнать о народных праздниках, обычаях и традициях из первоисточника, от старожилов сел. Приобретенные знания по истории родного края, традициям народа учащиеся могут применить отдыхая в летнем историко-этнографическом лагере “Славяне” (ЦИТ, гимназия № 10), который базируется в непосредственной близости от музея-заповедника “Дивногорье”.

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по родной истории и культуре формируются личностные черты учащихся. Предполагается разработка программы для старших школьников от 13 до 15 лет, т.к. объектов и материалов для этнографического изучения в Воронежском крае более чем достаточно.

Цели: познакомить учащихся с историко-культурными вопросами отечественной истории; сформировать черты гражданственности, патриотизма, общей культуры; обеспечить духовно-нравственное и психологическое благополучие школьников.

Цели, поставленные программой, наиболее актуальны в настоящее время, т.к. необходимо возрождать русскую культуру, а любовь к Родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства. Поэтому наряду с общеобразовательными программами детям полезно получать дополнительное образование по краеведческому направлению.

Задачи:

1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры русского народа.

2. Привитие любви, уважения и бережного отношения к Отечеству, родному краю, народу.

3. Приобретение знаний основ культуры и искусства наших предков.

4. Развитие у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.

5. Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

Реализация задач возможна при условии проведения систематических занятий с учащимися, последовательного изучения курса использования разнообразных форм занятий, выполнения творческих работ.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

1. Проведение выставок предметов русского быта, собранных в этнографических экспедициях.

2. проведение выставок декоративно-прикладного народного творчества учащихся.

3. Организация праздников народного календаря, тематических недель.

4. Участие в фестивале народных игр.

5. Участие в областной краеведческой конференции “Живые истоки”.

6. Участие во Всероссийских Чтениях им. В.И. Вернадского в г. Москва.

7. Проведение летнего историко-этнографического лагеря “Славяне” совместно с Центром игровых технологий.

Основные направления и содержание деятельности

Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы, искусства, социологии.

Содержание первого года обучения программы
“Наши истоки”

Введение.

Человек и окружающий мир. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание: подобрать пословицы о родной земле, Родине.

I. Истоки русской государственности

Кто были наши предки? Происхождение славянских народов. Освоение и заселение Русской равнины. Быт и семейные отношения славян. Племена славян. Враги славян. Верования славян: боги, духи. Сущность язычества. Творческое задание: составить рассказ о жизни славян, рисунки богов, духов.

Начало Русского государства. Первые русские государи. Рюрик - родоначальник русских князей. Великие князья в борьбе с врагами Земли Русской. Творческое задание: пословицы о смелости, храбрости, мужестве.

Принятие христианства на Руси. Крещение Руси киевским князем Владимиром. Значение Крещения. Первые русские храмы.

Творческое задание: христианские имена; рассказ о святом, именем которого ты назван.

Начало Москвы, князь Юрий Долгорукий. Первые храмы Москвы. Нашествие монголо-татар. Князь Дмитрий Донской. Благословение преподобного Сергия Радонежского. Иконы Божией Матери - заступницы Земли Русской. Куликовская битва. Россия освобожденная. Творческое задание: рисунок боя на Куликовом поле.

Итоговое занятие: сценка из жизни славян дохристианского периода.

II. Истоки русской духовности

Знакомство с Православием. Понятие о Троице. Образ Спасителя - основа православного учения. Крестное знамение, его значение. Крест. Иконы. Молитва - беседа человека с Богом.

Творческое задание: рассказы и стихи об особо чтимых иконах.

Святые имена Земли Русской. Апостол Андрей Первозванный. Святой князь Владимир. Святые князья Борис Ростовский и Глеб Муромский. Святые первоучители и просветители славянские Кирилл и Мефодий.

Творческое задание: разучивание духовных песен.

Святые места Руси. Основание Киево-Печорской обители. Преподобные Антоний и Феодосий Печорские. Московский Кремль, храмы Москвы. Митрополит Гермоген. Основание Троицкого монастыря. Преподобный Сергий Радонежский. Святые места земли Воронежской, храмы, монастыри.

Творческое задание: сказки и пословицы о доброте, самопожертвовании, любви, милосердии.

Экскурсия в храм г. Воронежа.

Итоговое занятие: музыкально-поэтическая композиция на библейскую тему.

III. Истоки русской литературы и искусства

Древние летописи. Летописцы. Русский фольклор. Былины о русских богатырях. Борьба богатырей за Землю Русскую. Календарно-обрядовая поэзия русского народа. Зимний цикл народных праздников. Зимние святки, празднование обряда на Руси. Весенний цикл народных праздников. Масленица. Летние праздники русского народа: Зеленые святки, Троица, Ивана Купала. Обрядовые песни Воронежского края.

Творческое задание: разучивание обрядовых песен, рисунок народного гуляния.

Русские народные сказки: о животных, бытовые, волшебные. Сказители А.Н. Королькова, А.Н. Афанасьев, сказки в их пересказе.

Творческое задание: инсценировка русской народной сказки.

Прикладное творчество народа. Изготовление игрушек: матрешка, бирюльки, глиняные игрушки, куклы-закрутки, игрушки из соломы. Народные игры, их значение в жизни народа.

Творческое задание: изготовить игрушку своими руками; разучивание народных игр.

Изготовление одежды крестьянами. Орнамент на предметах крестьянского быта. Резьба по дереву. Гончарство.

Творческое задание: рисунок народного орнамента.

Экскурсия в этнографический отдел краеведческого музея г. Воронежа.

Итоговое занятие: инсценированное представление обряда народного праздника.

IV. История Воронежского края

Воронежский край дохристианского периода. Заселение края славянскими племенами. Языческие верования. Основание города-крепости Воронеж. Первые жители Воронежа. Первый воронежский храм во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы. Защита православного Отечества воронежцами.

Топонимика Воронежского края. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов.

Творческое задание: рассказы и стихи о Воронеже, Родине, храмах.

Экскурсия в монастырь г. Воронежа.

Итоговое занятие: поэтическая композиция, посвященная истории города Воронежа.

V. Мой дом, моя семья

Генеалогическое дерево. Значение знания истории своей семьи. Источники памяти предков. Значение распространенных на Руси имен и фамилий. Семейные традиции, реликвии, фотографии. Судьба семьи в истории родного края, всей страны. Обычай поминовения умерших у христиан, родительские дни.

Творческое задание: составление родословной; рассказы, стихи, сказки, пословицы об отношениях в семье.

Экскурсия в краеведческий музей.

Итоговое занятие: встреча с родственниками учащихся, помнящих Великую Отечественную войну, концерт для гостей.

Заключение

Моя большая и малая Родина. За что я люблю свой край. Осознание понятий: Родина, Отечество, Православие, патриотизм.

Творческое задание: стихи о Родине русских поэтов.

Формирование экспедиционных навыков.

Теоретическая подготовка к фольклорно-этнографической экспедиции. Цели и задачи экспедиции. Формирование навыков общения с людьми, работы с вопросником, фиксирования устного материала. Ведение этнографического дневника. Необходимое снаряжение.

Осуществление фольклорно-этнографической экспедиции в села Воронежской области.

Содержание второго года обучения программы
“Наши истоки”

Введение.

Роль краеведения в школе. Родной край - часть России, частица мира. Роль краеведения в познании истории Родины и в воспитании любви к отечеству.

Творческое задание: составить рассказ “Думай о родной земле”.

I. Истоки русской государственности

Россия Рюриковичей. Первые русские города, храмы Руси. Князь Владимир Красное Солнышко. Государь державный Иоанн III. Великий князь и царь Иоанн IV Грозный. Правление Бориса Годунова. Российская империя Романовых. Царь Алексей Михайлович. Петр I, единодержавный обладатель России. Европейские обычаи на Руси. Начало Русского флота. Победы Петра I.

Творческое задание: подготовить для конференции сообщение “Российский государь в истории России”.

Итоговое занятие: конференция по теме “Истоки русской государственности”.

 

II. Истоки русской духовности

Что такое храм? Внешний облик православного храма. Внутреннее обустройство храма. Иконостас. Царские врата. Престольный праздник. История главного храма страны - храма Христа Спасителя. Правила поведения в храме.

Творческое задание: рисунок православного храма; разучивание духовной песни о храме.

Святые имена Земли Русской.

Святой Андрей Боголюбский, князь Владимирский. Муромские чудотворцы. Святые князья Петр и Февронья (образец христианского брака). Царевич Дмитрий страстотерпец.

Творческое задание: разучивание духовных стихов о православных святых.

Подвижники веры православной. Иконописец Андрей Рублев. Святитель Митрофан, епископ Воронежский. Святитель Тихон, епископ Воронежский, Задонский и всея Руси чудотворец. Святая Елизавета Федоровна.

Творческое задание: описание иконы “Троица” Андрея Рублева.

Понятие о православных праздниках. Главные праздники православного календаря. Двунадесятые непереходящие праздники. Значение праздников в жизни православных христиан.

Творческое задание: чтение библейских историй.

Итоговое занятие: инсценированные страницы Библии.

III. Истоки русской литературы и искусства

Древнерусская литература, “Повесть временных лет”. Фольклор Воронежского края. Классификация сказок. Сказки Воронежской земли.

Творческое задание: рисунок сказочного эпизода; анализ сказки, ее главная мысль.

Собиратель русских песен М.Е. Пятницкий. Песенное наследие Воронежского края. Классификация русских народных песен. Их значение в жизни крестьян.

Творческое задание: разучивание русских народных песен.

Природа в произведениях русских поэтов. Изображение жизни народа в поэзии А. Кольцова и И. Никитина. Страницы биографии и творчества поэтов.

Творческое задание: стихотворения А. Кольцова и И. Никитина, анализ стихотворений.

Поэзия народного костюма. Одежда крестьян Воронежской губернии конца XIX - начала ХХ века: будничная, праздничная, свадебная. Особенности крестьянских костюмов разных сел Воронежской губернии. Традиционные орнаменты одежды, вышивка. Символика цвета в крестьянском костюме.

Творческое задание: изготовление моделей крестьянских костюмов сел Воронежской области.

Изучение свадебного обряда. Свадебные песни: величальные, корильные, причитания. Таинство брака в Православии. Евангельские и апостольские послания о браке, обязанностях мужа и жены. Церемония венчания.

Творческое задание: разучивание величальных песен, эпизода свадебного обряда.

Экскурсия в музей им. М.Е. Пятницкого в средней школе № 37.

Итоговое занятие: “Кольцовско-Никитинские чтения” - музыкально-поэтическая композиция.

IV. История Воронежского края

Предпосылки создания флота на Воронежской земле. Деятельность Петра I по созданию русского флота и подготовке Азовского похода. Воронежские корабли. Образование Воронежской губернии. Исторические памятники города.

Экскурсия на Адмиралтейскую площадь г. Воронежа и в Успенский Адмиралтейский храм. Значение монастырей в истории Воронежа. Понятие о монашестве, цель монашеской жизни. Влияние святителя Митрофана Воронежского на духовное возрождение общества. Святитель Тихон Воронежский, Задонский чудотворец и его обитель. История воронежских монастырей.

Творческое задание: прочтение страниц Библии о монашестве, анализ прочитанного.

Итоговое занятие: встреча с православным священником, вечер вопросов и ответов.

V. Мой дом, моя семья

Улица, на которой я живу. Связь поколений в семье. Выдающиеся люди семьи. Я и мои друзья. История и традиции моей школы.

Творческое задание: составить рассказ о своей семье, членах семьи.

Роль семьи в жизни общества и укреплении государства. Отношения между членами семьи. Ответственность друг за друга. Роль матери в воспитании и привитии детям доброты и сердечности. Нравственный климат семьи.

Творческое задание: рассказы, стихи и пословицы об отношениях в семье, о матери.

Итоговое занятие: ролевая игра “Этика семейных отношений”.

Заключение

Место человека в обществе, его назначение в природе. Необходимость познания жизни родного края, приумножение его богатств, бережное отношение к обычаям и традициям народа.

Формирование экспедиционных навыков

Теоретическая подготовка к экспедиции: определение района исследования, разработка тем исследования, постановка целей и задач, составление вопросника. Отработка навыков общения с людьми в процессе ведения диалога, умения четкой формулировки вопроса, уточнения фактов.

Содержание третьего года обучения по программе
“Наши истоки”

Введение.

Народ и государство. Любовь к Родине и служение ей. Мы - дети России, Руси Святой.

Творческое задание: анализ стихотворений о Родине русских поэтов.

I. Истоки русской государственности

Образ жизни русских царей. Жилые местности, дворы и дома, домашняя утварь, одежда, пища. Образ домашней жизни, увеселения, праздники. Верования.

Российские императоры в истории нашей страны. Император Александр I Благословенный. Император Александр II Освободитель. Император Александр III Миротворец. Судьба последнего Российского императора Николая II.

Благотворительность на Руси

Киевская Русь: благотворительность святой княгини Ольги, князя Владимира, завещание князя Владимира Мономаха сыновьям. Благотворительная деятельность сестер милосердия.

Творческое задание: изготовление поделок из природного материала в подарок воспитанникам детского дома.

Российская символика: герб, стяги, флаги. Гимн Российской Федерации.

Творческое задание: изображение российской символики с помощью разнообразных видов прикладного творчества (рисунок, вышивка, резьба, выжигание, бисероплетение и др.).

Итоговое занятие: музыкально-поэтическая композиция “Родина - как много в этом звуке…”.

II. Истоки русской духовности

Духовно-нравственное совершенствование человека. Православные воспитательные ценности: отцовство, Отечество, семья, любовь к близким, свобода и закон, трудолюбие, милосердие. Заповеди Закона Божия. Учение о страстях человечьих. Таинства православной Церкви и православные обряды.

Творческое задание: осмысление жизни православного христианина (откровенный разговор).

Нравственные законы, данные человечеству в Библии. Основное отличие христианства от других религиозных конфессий. Основные протестантские секты, методы вовлечения. Кто такие “свидетели Иеговы?” Основные секты, действующие на территории области (религиозная основа, методы вовлечения, цели).

Творческое задание: обсуждение нравственных идеалов христианства.

Годовой круг православного календаря. “Переходящие праздники” - пасхальный цикл. Заговенье, Прощенное Воскресенье, Вербное Воскресенье, Светлое Христово Воскресенье - Пасха, Вознесение Господне. Пятидесятница - День Святой Троицы.

Творческое задание: духовные стихи и песни о христианских праздниках.

Итоговое занятие: встреча со священнослужителями, просмотр фильма.

Экскурсия по святым местам г. Задонска.

III. Истоки русской литературы и искусства

Отображение природы в традиционной культуре русского народа, фольклоре, обрядах.

Троицкий праздничный цикл. Троицкая березка - образ дерева жизни.

Творческое задание: разучивание троицких песен, хороводов. Посещение концерта фольклорного ансамбля.

Семейно-обрядовая поэзия русского народа. Содержание традиционных свадебных песен, символико-поэтический и реально-обрядовый сюжет. Необрядовые песни: игровые, хороводные, плясовые. Содержание необрядовых песен, их значение.

Творческое задание: разучивание игровых песен, народных игр.

Природа родного края в поэтических произведениях И. Бунина. Доброта, как лучшее человеческое качество в произведениях А. Платонова. Страницы биографии И. Бунина, А. Платонова. Памятные места писателей в г. Воронеже.

Творчество художников Н.Н. Ге и И.Н. Крамского. Художественный музей имени И.Н. Крамского в г. Воронеже.

Экскурсия в художественный музей имени И.Н. Крамского.

Особенности крестьянских костюмов Воронежской губернии в сравнении с народными костюмами других районов России. Северный русский народный костюм конца XIX - начала ХХ века. Особенности курских, белгородских, рязанских костюмов крестьян. Украинские черты крестьянских костюмов Воронежской губернии.

Творческое задание: рисунки, аппликации, модели народных костюмов.

Экскурсия в этнографический отдел краеведческого музея г. Воронежа.

Итоговое занятие: инсценированное представление “Праздник русской деревни”.

IV. История Воронежского края

Первый историк Воронежского края Е. Болховитинов, митрополит Евгений. Советский период в истории Русской Православной Церкви, храмов г. Воронежа. Расстрел крестьянского хода в Воронеже. Возрождение храмов и монастырей. Воронежская епархия. Святитель Митрофан Воронежский.

Экскурсия в духовную библиотеку г. Воронежа, просмотр фильма.

Итоговое занятие: тематическая беседа.

V. Мой дом, моя семья

Русские воспитательные системы. Воспитательный смысл хозяйствования, работы на земле. Народная школа. Православная гимназия. Воспитание в русской школе. Современные воспитательные системы. Роль семьи в воспитании личности. Нравственный климат семьи. Воспитание трудом, совместный труд - основа жизни и сплоченности семьи. Семейный досуг.

Творческое задание: рассказ о традициях семьи, обязанностях ее членов, взаимопомощи.

Итоговое занятие: музыкально-поэтическое выступление учащихся перед педагогами и родителями.

Заключение

Нравственные устои современного общества. Необходимость в возрождении традиционной культуры русского народа. Православная вера - неотъемлемая часть отечественной истории и культуры.

Формирование экспедиционных навыков

Теоретическая подготовка к экспедиции. Формирование умений: записи народных географических названий, работа с хозяйственными книгами, записи воспоминаний о Великой Отечественной войне, сбора материала по темам: “Сельская школа” и “Церковное краеведение”. Обработка собранного материала.

 

Учебно-тематический план работы по программе

“Наши истоки”

Первый год обучения

Наименование тем

Количество часов

Теория

Творческие задания

Всего

Введение

4

2

6

Истоки русской государственности

24

4

28

Истоки русской духовности

24

4

28

Истоки русской литературы и искусства

20

10

30

История Воронежского края

22

4

26

Мой дом, моя семья

16

4

20

Заключение

2

2

4

Формирование экспедиционных навыков

2

-

2

 

 

 

144

 

Учебно-тематический план работы по программе

 “Наши истоки”

Второй год обучения

Наименование тем

Количество часов

Теория

Творческие задания

Всего

Введение

4

-

4

Истоки русской государственности

22

2

24

Истоки русской духовности

24

8

32

Истоки русской литературы и искусства

24

8

32

История Воронежского края

22

4

26

Мой дом, моя семья

16

4

20

Заключение

4

-

4

Формирование экспедиционных навыков

2

-

2

 

 

 

144

 

Учебно-тематический план работы по программе “Наши истоки”

Третий год обучения

Наименование тем

Количество часов

Теория

Творческие задания

Всего

Введение

4

-

4

Истоки русской государственности

26

4

30

Истоки русской духовности

26

6

32

Истоки русской литературы и искусства

26

6

32

История Воронежского края

22

-

22

Мой дом, моя семья

16

2

18

Заключение

4

-

4

Формирование экспедиционных навыков

2

-

2

 

 

 

144

                                                                                             

Информационное обеспечение

 

Список литературы

1. Громыко М.М. Мир русской деревни. - М., 1991.

2. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. - М., 1994.

3. Древняя Русь: Первая книга для чтения по отечественной истории. - М., 1993.

4. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. - СПб., 1993.

5. Коринфский А.А. Народная Русь. Издание репринтное. - М., 1901.

6. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. - М., 1993.

7. Народные песни Воронежского края. Антология. - Воронеж, 1993.

8. Панова В.И. История Воронежского края. - Воронеж, 1995.

9. Пономарев Д.П. Народный костюм Воронежской губернии. - Воронеж, 1994.

10. Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия: Сборник. сост. и подг. текста К. Чистова и Б. Чистовой. - Л., 1984.

11. Слободской Серафим, прот. Закон Божий. - Минск, 1997.

9. Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм. - СПб., 1998.

Перечень видеозаписей

1. “Этнографический отдел краеведческого музея”. Документальный фильм.

2. “Женский крестьянский костюм с. Новая Ольшанка”. Экспедиционные записи.

3. “Женский крестьянский костюм с. Россошки”. Экспедиционные записи.

4. “Доля, ты русская, долюшка женская” (о жизни Семенютиной Е.С.). Экспедиционные записи.

5. “Вьюн над водой”. Авторская программа В. Фанайлова.

6. “Тоталитарные секты”. Документальный фильм.

7. “Прогулки по Воронежу”. Документальный фильм.

Перечень аудиозаписей

1. Песни с. Россошки в исполнении фольклорного ансамбля села. Экспедиционные записи.

2. Свадебный обряд с. Россошки (рассказ Савиной Е.В.). Экспедиционные записи.

3. Песни в исполнении фольклорного ансамбля “Воля”.

4. “Рождественские сказки” (литературно-музыкальная композиция, автор И. Литвак).

5. Сборный фольклор (обрядовые песни Воронежской и Белгородской областей).

 


 

Учебное пособие “Традиционный крестьянский костюм с. Россошки Воронежской губернии конца XIX - начала ХХ века” прилагается к программе “Наши истоки”. Пособие адресовано педагогам и учащимся, занимающимся изучением Воронежского края. Оно может быть использовано в качестве теоретического материала в теме “Истоки русской литературы и искусства” выше указанной программы.

Содержательная информация пособия представляет собой обработанный материал фольклорно-этнографической экспедиции, который может служить примером оформления полевых записей.

Содержание учебного пособия “Традиционный крестьянский костюм
с. Россошки Воронежской губернии конца
XIX
- начала ХХ веков”

Автор Стефаненко Т.В.

Цель работы: возрождение русского костюма, песен, обрядов, собранных в фольклорно-этнографической экспедиции в с. Россошки Воронежской области.

Задачи:

1. Приобщить учащихся к культурному наследию Воронежского края.

2. Найти сохранившиеся традиционные костюмы конца XIX - начала ХХ веков воронежских крестьян.

3. Изучить ансамбль женского костюма и отдельные его детали.

4. Попытаться восстановить крестьянские костюмы на основе современных материалов по собранным нами описаниям.

 

В 1998 г. ученики гимназии побывали в селе Новая Ольшанка, где познакомились с самобытностью местного традиционного костюма. Для того чтобы продолжить изучение крестьянского костюма Воронежской губернии, летом 1999 г. мы отправились в с. Россошки Репьевского района Воронежской области, где по известным нам сведениям существует фольклорный ансамбль, участницами которого являются жительницы села. Они сохранили старинные крестьянские костюмы, доставшиеся им по наследству. Наша встреча с участницами ансамбля была очень теплой, дружеской, приветливой.

Солистка ансамбля Савина Е.В. (1936 г.р.) и остальные участницы: Чернышова М.С. (1936 г.р.), Золотарева П.П. (1935 г.р.), Гончарова М.Е. (1933 г.р.), Лестникова О.П. (1935 г.р.), Степанова Е.И. (1940 г.р.) рассказали об истории создания их ансамбля, обычаях и традициях села. Они помнят от своих матерей и бабушек старинные обряды, песни и костюмы.

Во время нашей экспедиции нам удалось услышать и записать песни с. Россошки и подробно познакомиться с деталями крестьянского костюма женщин. Сравнивая костюмы с. Россошки и с. Новая Ольшанка, мы увидели большие различия не только в деталях костюма, но и в его изготовлении и назначении. В с. Новая Ольшанка девушка готовила себе свадебный костюм с детства сама, а в с. Россошки наряд готовился непосредственно перед свадьбой. В этом оказывали помощь и мать, и лучшие подруги, и золовки, и даже будущая свекровь.

Несмотря на то, что села расположены недалеко друг от друга в одной губернии, мы хотим показать отличия и сходства в элементах крестьянских костюмов сел Новая Ольшанка и Россошки.

Рубаха

В отличие от рубахи с. Новая Ольшанка россошинских рубах было около 11 видов - из них рубаха с мушками, с поликами, с перетканкою, с зобом и т.д.

Рубахи были холстинные (из конопли), позже ситцевые и сатиновые. Любимым цветом был белый и красный.

Холстину сначала выбеливали золой. Праздничные рубахи были чисто белые, а будничные выбеливали не до конца и мало украшали.

Мода на рубахи в с. Россошки менялась каждый день по договоренности подружек. На первый день с мушками, на другой - с перетканками и т.д. Но все же самой любимой рубахой была праздничная рубаха с красными поликами. Орнамент на поликах ткался вместе с полотном, а затем украшался тесьмой и блестками. Рубахи различались не только по цвету, но и по фасону: рубаха “дурочка” - была с короткими рукавами чуть пониже локтя, потому что короткие рукава были удобны и не мешали в делах по дому, в хозяйстве. Рубахи ”блошницы” - это длинные рубахи с подставкой вместо подъюбника и длинными рукавами. Их носили днем и ночью, особенно в то время, когда свирепствовал тиф.

По праздникам поверх рубахи надевалась черная, расшитая разноцветной тесьмой и блестками, неприталенная кофта “кундя”. По фасону она напоминает жакет.

Рукава рубах украшались брыжами и яркими рюшами, а также перетканочками, красными полосочками вдоль рукава.

Понёва

Понёва - поясная одежда замужних женщин, надевавшаяся поверх рубахи. Как и во всей Воронежской губернии, понёва ткалась из грубого шерстяного полотна черного цвета в клетку. В отличие от рубах, понёвы ткались из толстых нитей, которые назывались пасма (7 пасм - толстая нить на поневу, 12 пасм - тонкая нить на рубаху). Даже в песне упоминалось об этом:

“Двойник рукава,

Двойник рукава,

И пятушка сюды,

И сямушка сюды…”

Длина понёвы по щиколотку, а ширина (пышность) зависела от зажиточности крестьян. Чем богаче была крестьянка, тем большее количество полотнищ сшивалось в понёву (от 6 до 18).

“Обкладывают” (украшают) понёву лапочками и прозументами. Прозумент - это украшение понёвы в виде оклада по низу, состоявшее из тесьмы, разноцветных лент. Лапочки ткались по самому краю поневы разноцветными нитями (красными, желтыми, черными) - шленка.

Россошинских женщин можно было отличить по синей клетке на понёве. Позже красный цвет вытеснил “россошинскую моду”.

Девушка носили сарафаны и сатиновые юбки, а женщины - понёвы. Причем праздничные украшались, а будничные были “чистыми”.

В отличие от костюма с. Новая Ольшанка подъюбники под понёву не надевали, а вместо них носили рубахи с подставкой. Она была важной деталью, поэтому на свадьбу в подарок свекровь могла подарить невестке подставку к рубахе.

“Сыпь сыпется

Пока юбка сымется.

Понёва оденется,

Воля переменится…” - В селе на празднике пели такую частушку.

Фартук-завеска

Фартуки были, как и рубахи, разные: различных цветов, с яркими лентами и тесьмой, пришитыми по краю, с кружевами. Но обязательно верхняя его часть почти до половины одного цвета, основного. Выбирали цвета фартука под настроение, и мода менялась каждый день, как и на рубахи: сегодня надевают синий фартук, завтра зеленый, послезавтра  желтый. Эти цвета, кроме настроения хозяйки, ничего не отражали. По низу к фартуку пришивалась полоска красивого белого кружева.

По длине фартуки были выше подола юбки, но ниже колен, завязывались они на поясе. Второе название фартука - завеска, потому что фартуки как бы “завешивали” поневу, чтобы она не рвалась. Фартуки имели еще одно назначение: плотная материя сшивалась впереди и прикреплялась на поясе своеобразным мешком (дерюжечка), что позволяло носить в подоле детей. Поэтому фартуки - не просто украшение, а необходимая деталь в будничной жизни крестьянки.

Пояс-покромка

Важным дополнением костюма служили широкие пояса, украшенные бисером и блестками. По бокам или сзади пояса свешивались лопасти, украшались пояса покромками. Покромка - это женский плетеный пояс из шерстяных нитей. Обычно покромками женщины оборачивались вокруг талии. Края покромки подтыкались по бокам или сзади. На месте, где покромка “завязывалась”, вниз спускались две широкие ленты с лопастями на концах. Как и в с. Новая Ольшанка, лопасти на покромке означали величину земельного надела крестьян.

Край покромки украшался бахромой из разноцветных шерстяных ниток. В середине покромку расшивали с обеих сторон тесьмой разных цветов.

Головной убор

Платки носили только девушки до замужества. Из-за того, что в селе любили каждый день наряжаться по-разному, платки тоже были разных видов: рябые, красные, белые, астаметовые (заграничные) красные с кистями. Расцветка платков различная, например, на одном серединка была черная, а краешки, котлёнка - оранжевые.

Рябые платки символизировали черную землю, т.к. фон был черный с белыми крапинками. О таком платке говорили: “По черной земли с пьявками”. На концах платки украшались оладышками. И когда завязывали такой платок на затылке, два оладыша висели на лопатках и один на пояснице. Оладыши были похожи на лопасти покромки, только овальной формы.

Женщины носили сороки со шлыками. Шлык (шлычка) - это головной убор, своеобразная шапочка, представляющая собой широкий околыш, к которому пришивался присборенный платок, завязывающийся на затылке тесемками. Основной цвет шлыка - красный, по нему нашивался узор из тесьмы, блесток, бисера, гаруса. Шлык плотно прикрывал женские волосы, уложенные на затылке в пучок или заплетенные в косы. Волосы не должны торчать из-под головного убора, так как это было не принято.

Для придания красоты лицу на висках под шлык “подтыкали” косицы - пучки черных селезневых перьев. Иногда белые перья перекрашивали в черный цвет и закручивали на концах.

Перед венчанием, после расплетения косы, девушке надевали женский головной убор - сороку. Сорока (кичка) - головной убор замужних женщин, состоявший из нескольких не сшитых друг с другом частей, надевавшихся на голову последовательно. Состояла из “подзатыльника”, “наволосья”, мягкой холщевой шапочки, на передней части которой укреплялось возвышение в виде подушечки. К “подзатыльнику” нашивалось множество разноцветных лент. Цвет сороки - красный с украшениями. Про головной убор в селе пели:

“… Шапка ушиста,

Кругом гарушиста…”

Нагрудные украшения

Но особую красоту женщине придавали нагрудные украшения: каскад бус, сверху которых надевали монисту с поджерельем. Монисто - женское нагрудное украшение в виде полукруглой сетки из разноцветного бисера, закреплявшееся на поджерелье - полосу тесьмы или ткани по верхнему краю, застегивавшуюся сзади на шее на пуговицу или крючок. Такое разнообразие и пестрота нагрудных украшений являлось амулетом, защищавшим женщину от злых языков и сглаза.

Обувь

Из обуви селяне любили носить чуники - плетеная или вязаная крючком из пеньковых веревок обувь. К подошве прикрепляли кожу и деревянные дощечки, чтобы обувь не протиралась. Вместо чулок на ноги одевали гетры, которые вязали из ярких нитей разнообразными узорами.

Так как женщины в селе Россошки каждый день одевались в зависимости от своего настроения, они могли вместо чуников надеть лапти с онучьями. Онучья - это ткань из грубого белого холста, которой оборачивали ноги в лаптях.

Говорят, что “встречают по одежке…”, поэтому одежда - не просто вещь, на которую некоторые не обращают внимания, а, наоборот, - часть внутреннего мира человека. В традиционных костюмах отражена культура народа, его обычаи и обряды. Эти костюмы бережно хранятся по сей день, переходя из поколения в поколение. Поэтому мы стремимся возродить традиционные костюмы Воронежской губернии и познакомить с ними наших современников. Возрождая русские народные традиции, мы еще глубже познаем историю родного края. Костюм говорит о внутреннем духовном содержании людей, об их характере, привычках, взглядах. Так, например, костюм села Новая Ольшанка отражает внутренний мир тех людей, что живут в этом селе. В сравнении с костюмом села Россошки традиционная одежда очень отличается, несмотря на то, что это села одной губернии, одной области. Люди с. Россошки в своих костюмах легки характером, открыты, общительны, непосредственны, и их костюм такой же яркий, красивый, веселый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Главная Об авторе Экскурсии по Греции Фотографии Гостевая Форум

 

 

Автор программы Стефаненко Татьяна Владимировна, руководитель директор школы Сметанкин Л.И.                                  Программа “Наши истоки” имеет историко-культурную и краеведческую направленность. Она рассчитана на учащихся 5-7 классов (10-13 лет). Продолжительность образовательного цикла составляет 3 года.

 

 Программа "НАШИ ИСТОКИ"

 

Hosted by uCoz