Последнее изменение сайта 27.10.2008
Автор Стефаненко Т.В.
Цель: возрождение русского костюма, песен, обрядов, собранных в фольклорно-этнографической экспедиции в с. Россошки Воронежской области.
Задачи:
1. Приобщить учащихся к культурному наследию Воронежского края.
2. Найти сохранившиеся традиционные костюмы конца XIX - начала ХХ веков воронежских крестьян.
3. Изучить ансамбль женского костюма и отдельные его детали.
4. Попытаться восстановить крестьянские костюмы на основе современных материалов по собранным нами описаниям.
В 1998 г. ученики гимназии побывали в селе Новая Ольшанка, где познакомились с самобытностью местного традиционного костюма. Для того чтобы продолжить изучение крестьянского костюма Воронежской губернии, летом 1999 г. мы отправились в с. Россошки Репьевского района Воронежской области, где по известным нам сведениям существует фольклорный ансамбль, участницами которого являются жительницы села. Они сохранили старинные крестьянские костюмы, доставшиеся им по наследству. Наша встреча с участницами ансамбля была очень теплой, дружеской, приветливой.
Солистка ансамбля Савина Е.В. (1936 г.р.) и остальные участницы: Чернышова М.С. (1936 г.р.), Золотарева П.П. (1935 г.р.), Гончарова М.Е. (1933 г.р.), Лестникова О.П. (1935 г.р.), Степанова Е.И. (1940 г.р.) рассказали об истории создания их ансамбля, обычаях и традициях села. Они помнят от своих матерей и бабушек старинные обряды, песни и костюмы.
Во время нашей экспедиции нам удалось услышать и записать песни с. Россошки и подробно познакомиться с деталями крестьянского костюма женщин. Сравнивая костюмы с. Россошки и с. Новая Ольшанка, мы увидели большие различия не только в деталях костюма, но и в его изготовлении и назначении. В с. Новая Ольшанка девушка готовила себе свадебный костюм с детства сама, а в с. Россошки наряд готовился непосредственно перед свадьбой. В этом оказывали помощь и мать, и лучшие подруги, и золовки, и даже будущая свекровь.
Несмотря на то, что села расположены недалеко друг от друга в одной губернии, мы хотим показать отличия и сходства в элементах крестьянских костюмов сел Новая Ольшанка и Россошки.
Рубаха
В отличие от рубахи с. Новая Ольшанка россошинских рубах было около 11 видов - из них рубаха с мушками, с поликами, с перетканкою, с зобом и т.д.
Рубахи были холстинные (из конопли), позже ситцевые и сатиновые. Любимым цветом был белый и красный.
Холстину сначала выбеливали золой. Праздничные рубахи были чисто белые, а будничные выбеливали не до конца и мало украшали.
Мода на рубахи в с. Россошки менялась каждый день по договоренности подружек. На первый день с мушками, на другой - с перетканками и т.д. Но все же самой любимой рубахой была праздничная рубаха с красными поликами. Орнамент на поликах ткался вместе с полотном, а затем украшался тесьмой и блестками. Рубахи различались не только по цвету, но и по фасону: рубаха дурочка - была с короткими рукавами чуть пониже локтя, потому что короткие рукава были удобны и не мешали в делах по дому, в хозяйстве. Рубахи блошницы - это длинные рубахи с подставкой вместо подъюбника и длинными рукавами. Их носили днем и ночью, особенно в то время, когда свирепствовал тиф.
По праздникам поверх рубахи надевалась черная, расшитая разноцветной тесьмой и блестками, неприталенная кофта кундя. По фасону она напоминает жакет.
Рукава рубах украшались брыжами и яркими рюшами, а также перетканочками, красными полосочками вдоль рукава.
Понёва
Понёва - поясная одежда замужних женщин, надевавшаяся поверх рубахи. Как и во всей Воронежской губернии, понёва ткалась из грубого шерстяного полотна черного цвета в клетку. В отличие от рубах, понёвы ткались из толстых нитей, которые назывались пасма (7 пасм - толстая нить на поневу, 12 пасм - тонкая нить на рубаху). Даже в песне упоминалось об этом:
Двойник рукава,
Двойник рукава,
И пятушка сюды,
И сямушка сюды
Длина понёвы по щиколотку, а ширина (пышность) зависела от зажиточности крестьян. Чем богаче была крестьянка, тем большее количество полотнищ сшивалось в понёву (от 6 до 18).
Обкладывают (украшают) понёву лапочками и прозументами. Прозумент - это украшение понёвы в виде оклада по низу, состоявшее из тесьмы, разноцветных лент. Лапочки ткались по самому краю поневы разноцветными нитями (красными, желтыми, черными) - шленка.
Россошинских женщин можно было отличить по синей клетке на понёве. Позже красный цвет вытеснил россошинскую моду.
Девушка носили сарафаны и сатиновые юбки, а женщины - понёвы. Причем праздничные украшались, а будничные были чистыми.
В отличие от костюма с. Новая Ольшанка подъюбники под понёву не надевали, а вместо них носили рубахи с подставкой. Она была важной деталью, поэтому на свадьбу в подарок свекровь могла подарить невестке подставку к рубахе.
Сыпь сыпется
Пока юбка сымется.
Понёва оденется,
Воля переменится - В селе на празднике пели такую частушку.
Фартук-завеска
Фартуки были, как и рубахи, разные: различных цветов, с яркими лентами и тесьмой, пришитыми по краю, с кружевами. Но обязательно верхняя его часть почти до половины одного цвета, основного. Выбирали цвета фартука под настроение, и мода менялась каждый день, как и на рубахи: сегодня надевают синий фартук, завтра зеленый, послезавтра желтый. Эти цвета, кроме настроения хозяйки, ничего не отражали. По низу к фартуку пришивалась полоска красивого белого кружева.
По длине фартуки были выше подола юбки, но ниже колен, завязывались они на поясе. Второе название фартука - завеска, потому что фартуки как бы завешивали поневу, чтобы она не рвалась. Фартуки имели еще одно назначение: плотная материя сшивалась впереди и прикреплялась на поясе своеобразным мешком (дерюжечка), что позволяло носить в подоле детей. Поэтому фартуки - не просто украшение, а необходимая деталь в будничной жизни крестьянки.
Пояс-покромка
Важным дополнением костюма служили широкие пояса, украшенные бисером и блестками. По бокам или сзади пояса свешивались лопасти, украшались пояса покромками. Покромка - это женский плетеный пояс из шерстяных нитей. Обычно покромками женщины оборачивались вокруг талии. Края покромки подтыкались по бокам или сзади. На месте, где покромка завязывалась, вниз спускались две широкие ленты с лопастями на концах. Как и в с. Новая Ольшанка, лопасти на покромке означали величину земельного надела крестьян.
Край покромки украшался бахромой из разноцветных шерстяных ниток. В середине покромку расшивали с обеих сторон тесьмой разных цветов.
Головной убор
Платки носили только девушки до замужества. Из-за того, что в селе любили каждый день наряжаться по-разному, платки тоже были разных видов: рябые, красные, белые, астаметовые (заграничные) красные с кистями. Расцветка платков различная, например, на одном серединка была черная, а краешки, котлёнка - оранжевые.
Рябые платки символизировали черную землю, т.к. фон был черный с белыми крапинками. О таком платке говорили: По черной земли с пьявками. На концах платки украшались оладышками. И когда завязывали такой платок на затылке, два оладыша висели на лопатках и один на пояснице. Оладыши были похожи на лопасти покромки, только овальной формы.
Женщины носили сороки со шлыками. Шлык (шлычка) - это головной убор, своеобразная шапочка, представляющая собой широкий околыш, к которому пришивался присборенный платок, завязывающийся на затылке тесемками. Основной цвет шлыка - красный, по нему нашивался узор из тесьмы, блесток, бисера, гаруса. Шлык плотно прикрывал женские волосы, уложенные на затылке в пучок или заплетенные в косы. Волосы не должны торчать из-под головного убора, так как это было не принято.
Для придания красоты лицу на висках под шлык подтыкали косицы - пучки черных селезневых перьев. Иногда белые перья перекрашивали в черный цвет и закручивали на концах.
Перед венчанием, после расплетения косы, девушке надевали женский головной убор - сороку. Сорока (кичка) - головной убор замужних женщин, состоявший из нескольких не сшитых друг с другом частей, надевавшихся на голову последовательно. Состояла из подзатыльника, наволосья, мягкой холщевой шапочки, на передней части которой укреплялось возвышение в виде подушечки. К подзатыльнику нашивалось множество разноцветных лент. Цвет сороки - красный с украшениями. Про головной убор в селе пели:
Шапка ушиста,
Кругом гарушиста
Нагрудные украшения
Но особую красоту женщине придавали нагрудные украшения: каскад бус, сверху которых надевали монисту с поджерельем. Монисто - женское нагрудное украшение в виде полукруглой сетки из разноцветного бисера, закреплявшееся на поджерелье - полосу тесьмы или ткани по верхнему краю, застегивавшуюся сзади на шее на пуговицу или крючок. Такое разнообразие и пестрота нагрудных украшений являлось амулетом, защищавшим женщину от злых языков и сглаза.
Обувь
Из обуви селяне любили носить чуники - плетеная или вязаная крючком из пеньковых веревок обувь. К подошве прикрепляли кожу и деревянные дощечки, чтобы обувь не протиралась. Вместо чулок на ноги одевали гетры, которые вязали из ярких нитей разнообразными узорами.
Так как женщины в селе Россошки каждый день одевались в зависимости от своего настроения, они могли вместо чуников надеть лапти с онучьями. Онучья - это ткань из грубого белого холста, которой оборачивали ноги в лаптях.
Говорят, что встречают по одежке , поэтому одежда - не просто вещь, на которую некоторые не обращают внимания, а, наоборот, - часть внутреннего мира человека. В традиционных костюмах отражена культура народа, его обычаи и обряды. Эти костюмы бережно хранятся по сей день, переходя из поколения в поколение. Поэтому мы стремимся возродить традиционные костюмы Воронежской губернии и познакомить с ними наших современников. Возрождая русские народные традиции, мы еще глубже познаем историю родного края. Костюм говорит о внутреннем духовном содержании людей, об их характере, привычках, взглядах. Так, например, костюм села Новая Ольшанка отражает внутренний мир тех людей, что живут в этом селе. В сравнении с костюмом села Россошки традиционная одежда очень отличается, несмотря на то, что это села одной губернии, одной области. Люди с. Россошки в своих костюмах легки характером, открыты, общительны, непосредственны, и их костюм такой же яркий, красивый, веселый.