LsLSm

Личный сайт

Леонида Сметанкина

LsLSm

Личный сайт

Леонида Сметанкина

 

                                                                Последнее изменение сайта 27.10.2008


 

 

 

       

“Традиционный крестьянский костюм с. Россошки Воронежской губернии конца XIX - начала ХХ века”

Автор Стефаненко Т.В.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: возрождение русского костюма, песен, обрядов, собранных в фольклорно-этнографической экспедиции в с. Россошки Воронежской области.

Задачи:

1. Приобщить учащихся к культурному наследию Воронежского края.

2. Найти сохранившиеся традиционные костюмы конца XIX - начала ХХ веков воронежских крестьян.

3. Изучить ансамбль женского костюма и отдельные его детали.

4. Попытаться восстановить крестьянские костюмы на основе современных материалов по собранным нами описаниям.

В 1998 г. ученики гимназии побывали в селе Новая Ольшанка, где познакомились с самобытностью местного традиционного костюма. Для того чтобы продолжить изучение крестьянского костюма Воронежской губернии, летом 1999 г. мы отправились в с. Россошки Репьевского района Воронежской области, где по известным нам сведениям существует фольклорный ансамбль, участницами которого являются жительницы села. Они сохранили старинные крестьянские костюмы, доставшиеся им по наследству. Наша встреча с участницами ансамбля была очень теплой, дружеской, приветливой.

Солистка ансамбля Савина Е.В. (1936 г.р.) и остальные участницы: Чернышова М.С. (1936 г.р.), Золотарева П.П. (1935 г.р.), Гончарова М.Е. (1933 г.р.), Лестникова О.П. (1935 г.р.), Степанова Е.И. (1940 г.р.) рассказали об истории создания их ансамбля, обычаях и традициях села. Они помнят от своих матерей и бабушек старинные обряды, песни и костюмы.

Во время нашей экспедиции нам удалось услышать и записать песни с. Россошки и подробно познакомиться с деталями крестьянского костюма женщин. Сравнивая костюмы с. Россошки и с. Новая Ольшанка, мы увидели большие различия не только в деталях костюма, но и в его изготовлении и назначении. В с. Новая Ольшанка девушка готовила себе свадебный костюм с детства сама, а в с. Россошки наряд готовился непосредственно перед свадьбой. В этом оказывали помощь и мать, и лучшие подруги, и золовки, и даже будущая свекровь.

Несмотря на то, что села расположены недалеко друг от друга в одной губернии, мы хотим показать отличия и сходства в элементах крестьянских костюмов сел Новая Ольшанка и Россошки.

Рубаха

В отличие от рубахи с. Новая Ольшанка россошинских рубах было около 11 видов - из них рубаха с мушками, с поликами, с перетканкою, с зобом и т.д.

Рубахи были холстинные (из конопли), позже ситцевые и сатиновые. Любимым цветом был белый и красный.

Холстину сначала выбеливали золой. Праздничные рубахи были чисто белые, а будничные выбеливали не до конца и мало украшали.

Мода на рубахи в с. Россошки менялась каждый день по договоренности подружек. На первый день с мушками, на другой - с перетканками и т.д. Но все же самой любимой рубахой была праздничная рубаха с красными поликами. Орнамент на поликах ткался вместе с полотном, а затем украшался тесьмой и блестками. Рубахи различались не только по цвету, но и по фасону: рубаха “дурочка” - была с короткими рукавами чуть пониже локтя, потому что короткие рукава были удобны и не мешали в делах по дому, в хозяйстве. Рубахи ”блошницы” - это длинные рубахи с подставкой вместо подъюбника и длинными рукавами. Их носили днем и ночью, особенно в то время, когда свирепствовал тиф.

По праздникам поверх рубахи надевалась черная, расшитая разноцветной тесьмой и блестками, неприталенная кофта “кундя”. По фасону она напоминает жакет.

Рукава рубах украшались брыжами и яркими рюшами, а также перетканочками, красными полосочками вдоль рукава.

Понёва

Понёва - поясная одежда замужних женщин, надевавшаяся поверх рубахи. Как и во всей Воронежской губернии, понёва ткалась из грубого шерстяного полотна черного цвета в клетку. В отличие от рубах, понёвы ткались из толстых нитей, которые назывались пасма (7 пасм - толстая нить на поневу, 12 пасм - тонкая нить на рубаху). Даже в песне упоминалось об этом:

“Двойник рукава,

Двойник рукава,

И пятушка сюды,

И сямушка сюды…”

Длина понёвы по щиколотку, а ширина (пышность) зависела от зажиточности крестьян. Чем богаче была крестьянка, тем большее количество полотнищ сшивалось в понёву (от 6 до 18).

“Обкладывают” (украшают) понёву лапочками и прозументами. Прозумент - это украшение понёвы в виде оклада по низу, состоявшее из тесьмы, разноцветных лент. Лапочки ткались по самому краю поневы разноцветными нитями (красными, желтыми, черными) - шленка.

Россошинских женщин можно было отличить по синей клетке на понёве. Позже красный цвет вытеснил “россошинскую моду”.

Девушка носили сарафаны и сатиновые юбки, а женщины - понёвы. Причем праздничные украшались, а будничные были “чистыми”.

В отличие от костюма с. Новая Ольшанка подъюбники под понёву не надевали, а вместо них носили рубахи с подставкой. Она была важной деталью, поэтому на свадьбу в подарок свекровь могла подарить невестке подставку к рубахе.

“Сыпь сыпется

Пока юбка сымется.

Понёва оденется,

Воля переменится…” - В селе на празднике пели такую частушку.

Фартук-завеска

Фартуки были, как и рубахи, разные: различных цветов, с яркими лентами и тесьмой, пришитыми по краю, с кружевами. Но обязательно верхняя его часть почти до половины одного цвета, основного. Выбирали цвета фартука под настроение, и мода менялась каждый день, как и на рубахи: сегодня надевают синий фартук, завтра зеленый, послезавтра  желтый. Эти цвета, кроме настроения хозяйки, ничего не отражали. По низу к фартуку пришивалась полоска красивого белого кружева.

По длине фартуки были выше подола юбки, но ниже колен, завязывались они на поясе. Второе название фартука - завеска, потому что фартуки как бы “завешивали” поневу, чтобы она не рвалась. Фартуки имели еще одно назначение: плотная материя сшивалась впереди и прикреплялась на поясе своеобразным мешком (дерюжечка), что позволяло носить в подоле детей. Поэтому фартуки - не просто украшение, а необходимая деталь в будничной жизни крестьянки.

Пояс-покромка

Важным дополнением костюма служили широкие пояса, украшенные бисером и блестками. По бокам или сзади пояса свешивались лопасти, украшались пояса покромками. Покромка - это женский плетеный пояс из шерстяных нитей. Обычно покромками женщины оборачивались вокруг талии. Края покромки подтыкались по бокам или сзади. На месте, где покромка “завязывалась”, вниз спускались две широкие ленты с лопастями на концах. Как и в с. Новая Ольшанка, лопасти на покромке означали величину земельного надела крестьян.

Край покромки украшался бахромой из разноцветных шерстяных ниток. В середине покромку расшивали с обеих сторон тесьмой разных цветов.

Головной убор

Платки носили только девушки до замужества. Из-за того, что в селе любили каждый день наряжаться по-разному, платки тоже были разных видов: рябые, красные, белые, астаметовые (заграничные) красные с кистями. Расцветка платков различная, например, на одном серединка была черная, а краешки, котлёнка - оранжевые.

Рябые платки символизировали черную землю, т.к. фон был черный с белыми крапинками. О таком платке говорили: “По черной земли с пьявками”. На концах платки украшались оладышками. И когда завязывали такой платок на затылке, два оладыша висели на лопатках и один на пояснице. Оладыши были похожи на лопасти покромки, только овальной формы.

Женщины носили сороки со шлыками. Шлык (шлычка) - это головной убор, своеобразная шапочка, представляющая собой широкий околыш, к которому пришивался присборенный платок, завязывающийся на затылке тесемками. Основной цвет шлыка - красный, по нему нашивался узор из тесьмы, блесток, бисера, гаруса. Шлык плотно прикрывал женские волосы, уложенные на затылке в пучок или заплетенные в косы. Волосы не должны торчать из-под головного убора, так как это было не принято.

Для придания красоты лицу на висках под шлык “подтыкали” косицы - пучки черных селезневых перьев. Иногда белые перья перекрашивали в черный цвет и закручивали на концах.

Перед венчанием, после расплетения косы, девушке надевали женский головной убор - сороку. Сорока (кичка) - головной убор замужних женщин, состоявший из нескольких не сшитых друг с другом частей, надевавшихся на голову последовательно. Состояла из “подзатыльника”, “наволосья”, мягкой холщевой шапочки, на передней части которой укреплялось возвышение в виде подушечки. К “подзатыльнику” нашивалось множество разноцветных лент. Цвет сороки - красный с украшениями. Про головной убор в селе пели:

“… Шапка ушиста,

Кругом гарушиста…”

Нагрудные украшения

Но особую красоту женщине придавали нагрудные украшения: каскад бус, сверху которых надевали монисту с поджерельем. Монисто - женское нагрудное украшение в виде полукруглой сетки из разноцветного бисера, закреплявшееся на поджерелье - полосу тесьмы или ткани по верхнему краю, застегивавшуюся сзади на шее на пуговицу или крючок. Такое разнообразие и пестрота нагрудных украшений являлось амулетом, защищавшим женщину от злых языков и сглаза.

Обувь

Из обуви селяне любили носить чуники - плетеная или вязаная крючком из пеньковых веревок обувь. К подошве прикрепляли кожу и деревянные дощечки, чтобы обувь не протиралась. Вместо чулок на ноги одевали гетры, которые вязали из ярких нитей разнообразными узорами.

Так как женщины в селе Россошки каждый день одевались в зависимости от своего настроения, они могли вместо чуников надеть лапти с онучьями. Онучья - это ткань из грубого белого холста, которой оборачивали ноги в лаптях.

Говорят, что “встречают по одежке…”, поэтому одежда - не просто вещь, на которую некоторые не обращают внимания, а, наоборот, - часть внутреннего мира человека. В традиционных костюмах отражена культура народа, его обычаи и обряды. Эти костюмы бережно хранятся по сей день, переходя из поколения в поколение. Поэтому мы стремимся возродить традиционные костюмы Воронежской губернии и познакомить с ними наших современников. Возрождая русские народные традиции, мы еще глубже познаем историю родного края. Костюм говорит о внутреннем духовном содержании людей, об их характере, привычках, взглядах. Так, например, костюм села Новая Ольшанка отражает внутренний мир тех людей, что живут в этом селе. В сравнении с костюмом села Россошки традиционная одежда очень отличается, несмотря на то, что это села одной губернии, одной области. Люди с. Россошки в своих костюмах легки характером, открыты, общительны, непосредственны, и их костюм такой же яркий, красивый, веселый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
Главная Об авторе Экскурсии по Греции Фотографии Гостевая Форум

 

LsLSm
Погода    Новости    Словари    Школьный  Яндекс   Телепрограмма                                      Карта Европы        Карта Воронежа
Личный сайт Леонида Сметанкина
 

 

 

   Учебный материал “Традиционный крестьянский костюм с. Россошки Воронежской губернии конца XIX - начала ХХ века” для примера прилагается к программе “Наши истоки”. Материал адресован педагогам и учащимся, занимающимся изучением Воронежского края. Он может быть использован в качестве теоретического материала по теме “Истоки русской литературы и искусства” выше указанной программы. Содержательная информация представляет собой обработанный материал фольклорно-этнографической экспедиции, который может служить примером оформления полевых записей.

 



Hosted by uCoz