LsLSm

Личный сайт

Леонида Сметанкина

LsLSm

Личный сайт

Леонида Сметанкина

 

                                                                Последнее изменение сайта 27.10.2008


 

 

 

                    

Содержание второго года обучения программы
“Наши истоки”

Введение.

Роль краеведения в школе. Родной край - часть России, частица мира. Роль краеведения в познании истории Родины и в воспитании любви к отечеству.

Творческое задание: составить рассказ “Думай о родной земле”.

I. Истоки русской государственности

Россия Рюриковичей. Первые русские города, храмы Руси. Князь Владимир Красное Солнышко. Государь державный Иоанн III. Великий князь и царь Иоанн IV Грозный. Правление Бориса Годунова. Российская империя Романовых. Царь Алексей Михайлович. Петр I, единодержавный обладатель России. Европейские обычаи на Руси. Начало Русского флота. Победы Петра I.

Творческое задание: подготовить для конференции сообщение “Российский государь в истории России”.

Итоговое занятие: конференция по теме “Истоки русской государственности”.

 

II. Истоки русской духовности

Что такое храм? Внешний облик православного храма. Внутреннее обустройство храма. Иконостас. Царские врата. Престольный праздник. История главного храма страны - храма Христа Спасителя. Правила поведения в храме.

Творческое задание: рисунок православного храма; разучивание духовной песни о храме.

Святые имена Земли Русской.

Святой Андрей Боголюбский, князь Владимирский. Муромские чудотворцы. Святые князья Петр и Февронья (образец христианского брака). Царевич Дмитрий страстотерпец.

Творческое задание: разучивание духовных стихов о православных святых.

Подвижники веры православной. Иконописец Андрей Рублев. Святитель Митрофан, епископ Воронежский. Святитель Тихон, епископ Воронежский, Задонский и всея Руси чудотворец. Святая Елизавета Федоровна.

Творческое задание: описание иконы “Троица” Андрея Рублева.

Понятие о православных праздниках. Главные праздники православного календаря. Двунадесятые непереходящие праздники. Значение праздников в жизни православных христиан.

Творческое задание: чтение библейских историй.

Итоговое занятие: инсценированные страницы Библии.

III. Истоки русской литературы и искусства

Древнерусская литература, “Повесть временных лет”. Фольклор Воронежского края. Классификация сказок. Сказки Воронежской земли.

Творческое задание: рисунок сказочного эпизода; анализ сказки, ее главная мысль.

Собиратель русских песен М.Е. Пятницкий. Песенное наследие Воронежского края. Классификация русских народных песен. Их значение в жизни крестьян.

Творческое задание: разучивание русских народных песен.

Природа в произведениях русских поэтов. Изображение жизни народа в поэзии А. Кольцова и И. Никитина. Страницы биографии и творчества поэтов.

Творческое задание: стихотворения А. Кольцова и И. Никитина, анализ стихотворений.

Поэзия народного костюма. Одежда крестьян Воронежской губернии конца XIX - начала ХХ века: будничная, праздничная, свадебная. Особенности крестьянских костюмов разных сел Воронежской губернии. Традиционные орнаменты одежды, вышивка. Символика цвета в крестьянском костюме.

Творческое задание: изготовление моделей крестьянских костюмов сел Воронежской области.

Изучение свадебного обряда. Свадебные песни: величальные, корильные, причитания. Таинство брака в Православии. Евангельские и апостольские послания о браке, обязанностях мужа и жены. Церемония венчания.

Творческое задание: разучивание величальных песен, эпизода свадебного обряда.

Экскурсия в музей им. М.Е. Пятницкого в средней школе № 37.

Итоговое занятие: “Кольцовско-Никитинские чтения” - музыкально-поэтическая композиция.

IV. История Воронежского края

Предпосылки создания флота на Воронежской земле. Деятельность Петра I по созданию русского флота и подготовке Азовского похода. Воронежские корабли. Образование Воронежской губернии. Исторические памятники города.

Экскурсия на Адмиралтейскую площадь г. Воронежа и в Успенский Адмиралтейский храм. Значение монастырей в истории Воронежа. Понятие о монашестве, цель монашеской жизни. Влияние святителя Митрофана Воронежского на духовное возрождение общества. Святитель Тихон Воронежский, Задонский чудотворец и его обитель. История воронежских монастырей.

Творческое задание: прочтение страниц Библии о монашестве, анализ прочитанного.

Итоговое занятие: встреча с православным священником, вечер вопросов и ответов.

V. Мой дом, моя семья

Улица, на которой я живу. Связь поколений в семье. Выдающиеся люди семьи. Я и мои друзья. История и традиции моей школы.

Творческое задание: составить рассказ о своей семье, членах семьи.

Роль семьи в жизни общества и укреплении государства. Отношения между членами семьи. Ответственность друг за друга. Роль матери в воспитании и привитии детям доброты и сердечности. Нравственный климат семьи.

Творческое задание: рассказы, стихи и пословицы об отношениях в семье, о матери.

Итоговое занятие: ролевая игра “Этика семейных отношений”.

Заключение

Место человека в обществе, его назначение в природе. Необходимость познания жизни родного края, приумножение его богатств, бережное отношение к обычаям и традициям народа.

Формирование экспедиционных навыков

Теоретическая подготовка к экспедиции: определение района исследования, разработка тем исследования, постановка целей и задач, составление вопросника. Отработка навыков общения с людьми в процессе ведения диалога, умения четкой формулировки вопроса, уточнения фактов.

Содержание третьего года обучения по программе
“Наши истоки”

Введение.

Народ и государство. Любовь к Родине и служение ей. Мы - дети России, Руси Святой.

Творческое задание: анализ стихотворений о Родине русских поэтов.

I. Истоки русской государственности

Образ жизни русских царей. Жилые местности, дворы и дома, домашняя утварь, одежда, пища. Образ домашней жизни, увеселения, праздники. Верования.

Российские императоры в истории нашей страны. Император Александр I Благословенный. Император Александр II Освободитель. Император Александр III Миротворец. Судьба последнего Российского императора Николая II.

Благотворительность на Руси

Киевская Русь: благотворительность святой княгини Ольги, князя Владимира, завещание князя Владимира Мономаха сыновьям. Благотворительная деятельность сестер милосердия.

Творческое задание: изготовление поделок из природного материала в подарок воспитанникам детского дома.

Российская символика: герб, стяги, флаги. Гимн Российской Федерации.

Творческое задание: изображение российской символики с помощью разнообразных видов прикладного творчества (рисунок, вышивка, резьба, выжигание, бисероплетение и др.).

Итоговое занятие: музыкально-поэтическая композиция “Родина - как много в этом звуке…”.

II. Истоки русской духовности

Духовно-нравственное совершенствование человека. Православные воспитательные ценности: отцовство, Отечество, семья, любовь к близким, свобода и закон, трудолюбие, милосердие. Заповеди Закона Божия. Учение о страстях человечьих. Таинства православной Церкви и православные обряды.

Творческое задание: осмысление жизни православного христианина (откровенный разговор).

Нравственные законы, данные человечеству в Библии. Основное отличие христианства от других религиозных конфессий. Основные протестантские секты, методы вовлечения. Кто такие “свидетели Иеговы?” Основные секты, действующие на территории области (религиозная основа, методы вовлечения, цели).

Творческое задание: обсуждение нравственных идеалов христианства.

Годовой круг православного календаря. “Переходящие праздники” - пасхальный цикл. Заговенье, Прощенное Воскресенье, Вербное Воскресенье, Светлое Христово Воскресенье - Пасха, Вознесение Господне. Пятидесятница - День Святой Троицы.

Творческое задание: духовные стихи и песни о христианских праздниках.

Итоговое занятие: встреча со священнослужителями, просмотр фильма.

Экскурсия по святым местам г. Задонска.

III. Истоки русской литературы и искусства

Отображение природы в традиционной культуре русского народа, фольклоре, обрядах.

Троицкий праздничный цикл. Троицкая березка - образ дерева жизни.

Творческое задание: разучивание троицких песен, хороводов. Посещение концерта фольклорного ансамбля.

Семейно-обрядовая поэзия русского народа. Содержание традиционных свадебных песен, символико-поэтический и реально-обрядовый сюжет. Необрядовые песни: игровые, хороводные, плясовые. Содержание необрядовых песен, их значение.

Творческое задание: разучивание игровых песен, народных игр.

Природа родного края в поэтических произведениях И. Бунина. Доброта, как лучшее человеческое качество в произведениях А. Платонова. Страницы биографии И. Бунина, А. Платонова. Памятные места писателей в г. Воронеже.

Творчество художников Н.Н. Ге и И.Н. Крамского. Художественный музей имени И.Н. Крамского в г. Воронеже.

Экскурсия в художественный музей имени И.Н. Крамского.

Особенности крестьянских костюмов Воронежской губернии в сравнении с народными костюмами других районов России. Северный русский народный костюм конца XIX - начала ХХ века. Особенности курских, белгородских, рязанских костюмов крестьян. Украинские черты крестьянских костюмов Воронежской губернии.

Творческое задание: рисунки, аппликации, модели народных костюмов.

Экскурсия в этнографический отдел краеведческого музея г. Воронежа.

Итоговое занятие: инсценированное представление “Праздник русской деревни”.

IV. История Воронежского края

Первый историк Воронежского края Е. Болховитинов, митрополит Евгений. Советский период в истории Русской Православной Церкви, храмов г. Воронежа. Расстрел крестьянского хода в Воронеже. Возрождение храмов и монастырей. Воронежская епархия. Святитель Митрофан Воронежский.

Экскурсия в духовную библиотеку г. Воронежа, просмотр фильма.

Итоговое занятие: тематическая беседа.

V. Мой дом, моя семья

Русские воспитательные системы. Воспитательный смысл хозяйствования, работы на земле. Народная школа. Православная гимназия. Воспитание в русской школе. Современные воспитательные системы. Роль семьи в воспитании личности. Нравственный климат семьи. Воспитание трудом, совместный труд - основа жизни и сплоченности семьи. Семейный досуг.

Творческое задание: рассказ о традициях семьи, обязанностях ее членов, взаимопомощи.

Итоговое занятие: музыкально-поэтическое выступление учащихся перед педагогами и родителями.

Заключение

Нравственные устои современного общества. Необходимость в возрождении традиционной культуры русского народа. Православная вера - неотъемлемая часть отечественной истории и культуры.

Формирование экспедиционных навыков

Теоретическая подготовка к экспедиции. Формирование умений: записи народных географических названий, работа с хозяйственными книгами, записи воспоминаний о Великой Отечественной войне, сбора материала по темам: “Сельская школа” и “Церковное краеведение”. Обработка собранного материала.

 

Учебно-тематический план работы по программе

 “Наши истоки”

Второй год обучения(6 класс)

                      Наименование тем

              Количество часов

Теория

Творческие   задания

Всего

Введение

4

-

4

Истоки русской государственности

22

2

24

Истоки русской духовности

24

8

32

Истоки русской литературы и искусства

24

8

32

История Воронежского края

22

4

26

Мой дом, моя семья

16

4

20

Заключение

4

-

4

Формирование экспедиционных навыков

2

-

2

 

 

 

144

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
Главная Об авторе Экскурсии по Греции Фотографии Гостевая Форум
LsLSm
Погода    Новости    Словари    Школьный  Яндекс   Телепрограмма                                      Карта Европы        Карта Воронежа
Личный сайт Леонида Сметанкина
 

 

 

 

Автор программы Стефаненко Татьяна Владимировна, учитель гимназии     N 10, г. Воронежа. Адрес автора: 394051, г. Воронеж, ул. Пешестрелецкая, д. 147, кв. 78. Руководитель директор школы Сметанкин Л.И.                                  Программа “Наши истоки” имеет историко-культурную и краеведческую направленность. Она рассчитана на учащихся 5-7 классов (10-13 лет). Продолжительность образовательного цикла составляет 3 года.

 

 Программа "НАШИ ИСТОКИ"

 



Hosted by uCoz