Последнее изменение сайта 27.10.2008
Содержание
второго года обучения программы
Наши истоки
Введение.
Роль краеведения в школе. Родной край - часть России, частица мира. Роль краеведения в познании истории Родины и в воспитании любви к отечеству.
Творческое задание: составить рассказ Думай о родной земле.
I. Истоки русской государственности
Россия Рюриковичей. Первые русские города, храмы Руси. Князь Владимир Красное Солнышко. Государь державный Иоанн III. Великий князь и царь Иоанн IV Грозный. Правление Бориса Годунова. Российская империя Романовых. Царь Алексей Михайлович. Петр I, единодержавный обладатель России. Европейские обычаи на Руси. Начало Русского флота. Победы Петра I.
Творческое задание: подготовить для конференции сообщение Российский государь в истории России.
Итоговое занятие: конференция по теме Истоки русской государственности.
II. Истоки русской духовности
Что такое храм? Внешний облик православного храма. Внутреннее обустройство храма. Иконостас. Царские врата. Престольный праздник. История главного храма страны - храма Христа Спасителя. Правила поведения в храме.
Творческое задание: рисунок православного храма; разучивание духовной песни о храме.
Святые имена Земли Русской.
Святой Андрей Боголюбский, князь Владимирский. Муромские чудотворцы. Святые князья Петр и Февронья (образец христианского брака). Царевич Дмитрий страстотерпец.
Творческое задание: разучивание духовных стихов о православных святых.
Подвижники веры православной. Иконописец Андрей Рублев. Святитель Митрофан, епископ Воронежский. Святитель Тихон, епископ Воронежский, Задонский и всея Руси чудотворец. Святая Елизавета Федоровна.
Творческое задание: описание иконы Троица Андрея Рублева.
Понятие о православных праздниках. Главные праздники православного календаря. Двунадесятые непереходящие праздники. Значение праздников в жизни православных христиан.
Творческое задание: чтение библейских историй.
Итоговое занятие: инсценированные страницы Библии.
III. Истоки русской литературы и искусства
Древнерусская литература, Повесть временных лет. Фольклор Воронежского края. Классификация сказок. Сказки Воронежской земли.
Творческое задание: рисунок сказочного эпизода; анализ сказки, ее главная мысль.
Собиратель русских песен М.Е. Пятницкий. Песенное наследие Воронежского края. Классификация русских народных песен. Их значение в жизни крестьян.
Творческое задание: разучивание русских народных песен.
Природа в произведениях русских поэтов. Изображение жизни народа в поэзии А. Кольцова и И. Никитина. Страницы биографии и творчества поэтов.
Творческое задание: стихотворения А. Кольцова и И. Никитина, анализ стихотворений.
Поэзия народного костюма. Одежда крестьян Воронежской губернии конца XIX - начала ХХ века: будничная, праздничная, свадебная. Особенности крестьянских костюмов разных сел Воронежской губернии. Традиционные орнаменты одежды, вышивка. Символика цвета в крестьянском костюме.
Творческое задание: изготовление моделей крестьянских костюмов сел Воронежской области.
Изучение свадебного обряда. Свадебные песни: величальные, корильные, причитания. Таинство брака в Православии. Евангельские и апостольские послания о браке, обязанностях мужа и жены. Церемония венчания.
Творческое задание: разучивание величальных песен, эпизода свадебного обряда.
Экскурсия в музей им. М.Е. Пятницкого в средней школе № 37.
Итоговое занятие: Кольцовско-Никитинские чтения - музыкально-поэтическая композиция.
IV. История Воронежского края
Предпосылки создания флота на Воронежской земле. Деятельность Петра I по созданию русского флота и подготовке Азовского похода. Воронежские корабли. Образование Воронежской губернии. Исторические памятники города.
Экскурсия на Адмиралтейскую площадь г. Воронежа и в Успенский Адмиралтейский храм. Значение монастырей в истории Воронежа. Понятие о монашестве, цель монашеской жизни. Влияние святителя Митрофана Воронежского на духовное возрождение общества. Святитель Тихон Воронежский, Задонский чудотворец и его обитель. История воронежских монастырей.
Творческое задание: прочтение страниц Библии о монашестве, анализ прочитанного.
Итоговое занятие: встреча с православным священником, вечер вопросов и ответов.
V. Мой дом, моя семья
Улица, на которой я живу. Связь поколений в семье. Выдающиеся люди семьи. Я и мои друзья. История и традиции моей школы.
Творческое задание: составить рассказ о своей семье, членах семьи.
Роль семьи в жизни общества и укреплении государства. Отношения между членами семьи. Ответственность друг за друга. Роль матери в воспитании и привитии детям доброты и сердечности. Нравственный климат семьи.
Творческое задание: рассказы, стихи и пословицы об отношениях в семье, о матери.
Итоговое занятие: ролевая игра Этика семейных отношений.
Заключение
Место человека в обществе, его назначение в природе. Необходимость познания жизни родного края, приумножение его богатств, бережное отношение к обычаям и традициям народа.
Формирование экспедиционных навыков
Теоретическая подготовка к экспедиции: определение района исследования, разработка тем исследования, постановка целей и задач, составление вопросника. Отработка навыков общения с людьми в процессе ведения диалога, умения четкой формулировки вопроса, уточнения фактов.
Содержание
третьего года обучения по программе
Наши истоки
Введение.
Народ и государство. Любовь к Родине и служение ей. Мы - дети России, Руси Святой.
Творческое задание: анализ стихотворений о Родине русских поэтов.
I. Истоки русской государственности
Образ жизни русских царей. Жилые местности, дворы и дома, домашняя утварь, одежда, пища. Образ домашней жизни, увеселения, праздники. Верования.
Российские императоры в истории нашей страны. Император Александр I Благословенный. Император Александр II Освободитель. Император Александр III Миротворец. Судьба последнего Российского императора Николая II.
Благотворительность на Руси
Киевская Русь: благотворительность святой княгини Ольги, князя Владимира, завещание князя Владимира Мономаха сыновьям. Благотворительная деятельность сестер милосердия.
Творческое задание: изготовление поделок из природного материала в подарок воспитанникам детского дома.
Российская символика: герб, стяги, флаги. Гимн Российской Федерации.
Творческое задание: изображение российской символики с помощью разнообразных видов прикладного творчества (рисунок, вышивка, резьба, выжигание, бисероплетение и др.).
Итоговое занятие: музыкально-поэтическая композиция Родина - как много в этом звуке .
II. Истоки русской духовности
Духовно-нравственное совершенствование человека. Православные воспитательные ценности: отцовство, Отечество, семья, любовь к близким, свобода и закон, трудолюбие, милосердие. Заповеди Закона Божия. Учение о страстях человечьих. Таинства православной Церкви и православные обряды.
Творческое задание: осмысление жизни православного христианина (откровенный разговор).
Нравственные законы, данные человечеству в Библии. Основное отличие христианства от других религиозных конфессий. Основные протестантские секты, методы вовлечения. Кто такие свидетели Иеговы? Основные секты, действующие на территории области (религиозная основа, методы вовлечения, цели).
Творческое задание: обсуждение нравственных идеалов христианства.
Годовой круг православного календаря. Переходящие праздники - пасхальный цикл. Заговенье, Прощенное Воскресенье, Вербное Воскресенье, Светлое Христово Воскресенье - Пасха, Вознесение Господне. Пятидесятница - День Святой Троицы.
Творческое задание: духовные стихи и песни о христианских праздниках.
Итоговое занятие: встреча со священнослужителями, просмотр фильма.
Экскурсия по святым местам г. Задонска.
III. Истоки русской литературы и искусства
Отображение природы в традиционной культуре русского народа, фольклоре, обрядах.
Троицкий праздничный цикл. Троицкая березка - образ дерева жизни.
Творческое задание: разучивание троицких песен, хороводов. Посещение концерта фольклорного ансамбля.
Семейно-обрядовая поэзия русского народа. Содержание традиционных свадебных песен, символико-поэтический и реально-обрядовый сюжет. Необрядовые песни: игровые, хороводные, плясовые. Содержание необрядовых песен, их значение.
Творческое задание: разучивание игровых песен, народных игр.
Природа родного края в поэтических произведениях И. Бунина. Доброта, как лучшее человеческое качество в произведениях А. Платонова. Страницы биографии И. Бунина, А. Платонова. Памятные места писателей в г. Воронеже.
Творчество художников Н.Н. Ге и И.Н. Крамского. Художественный музей имени И.Н. Крамского в г. Воронеже.
Экскурсия в художественный музей имени И.Н. Крамского.
Особенности крестьянских костюмов Воронежской губернии в сравнении с народными костюмами других районов России. Северный русский народный костюм конца XIX - начала ХХ века. Особенности курских, белгородских, рязанских костюмов крестьян. Украинские черты крестьянских костюмов Воронежской губернии.
Творческое задание: рисунки, аппликации, модели народных костюмов.
Экскурсия в этнографический отдел краеведческого музея г. Воронежа.
Итоговое занятие: инсценированное представление Праздник русской деревни.
IV. История Воронежского края
Первый историк Воронежского края Е. Болховитинов, митрополит Евгений. Советский период в истории Русской Православной Церкви, храмов г. Воронежа. Расстрел крестьянского хода в Воронеже. Возрождение храмов и монастырей. Воронежская епархия. Святитель Митрофан Воронежский.
Экскурсия в духовную библиотеку г. Воронежа, просмотр фильма.
Итоговое занятие: тематическая беседа.
V. Мой дом, моя семья
Русские воспитательные системы. Воспитательный смысл хозяйствования, работы на земле. Народная школа. Православная гимназия. Воспитание в русской школе. Современные воспитательные системы. Роль семьи в воспитании личности. Нравственный климат семьи. Воспитание трудом, совместный труд - основа жизни и сплоченности семьи. Семейный досуг.
Творческое задание: рассказ о традициях семьи, обязанностях ее членов, взаимопомощи.
Итоговое занятие: музыкально-поэтическое выступление учащихся перед педагогами и родителями.
Заключение
Нравственные устои современного общества. Необходимость в возрождении традиционной культуры русского народа. Православная вера - неотъемлемая часть отечественной истории и культуры.
Формирование экспедиционных навыков
Теоретическая подготовка к экспедиции. Формирование умений: записи народных географических названий, работа с хозяйственными книгами, записи воспоминаний о Великой Отечественной войне, сбора материала по темам: Сельская школа и Церковное краеведение. Обработка собранного материала.
Учебно-тематический план работы по программе
Наши истоки
Второй год обучения(6 класс)
Наименование тем |
Количество часов |
||
Теория |
Творческие задания |
Всего |
|
Введение |
4 |
- |
4 |
Истоки русской государственности |
22 |
2 |
24 |
Истоки русской духовности |
24 |
8 |
32 |
Истоки русской литературы и искусства |
24 |
8 |
32 |
История Воронежского края |
22 |
4 |
26 |
Мой дом, моя семья |
16 |
4 |
20 |
Заключение |
4 |
- |
4 |
Формирование экспедиционных навыков |
2 |
- |
2 |
|
|
|
144 |