LsLSm

Личный сайт

Леонида Сметанкина

LsLSm

Личный сайт

Леонида Сметанкина

 

                                                                Последнее изменение сайта 27.10.2008


 

 

 

 

Содержание третьего года обучения по программе
“Наши истоки”

Введение.

Народ и государство. Любовь к Родине и служение ей. Мы - дети России, Руси Святой.

Творческое задание: анализ стихотворений о Родине русских поэтов.

I. Истоки русской государственности

Образ жизни русских царей. Жилые местности, дворы и дома, домашняя утварь, одежда, пища. Образ домашней жизни, увеселения, праздники. Верования.

Российские императоры в истории нашей страны. Император Александр I Благословенный. Император Александр II Освободитель. Император Александр III Миротворец. Судьба последнего Российского императора Николая II.

Благотворительность на Руси

Киевская Русь: благотворительность святой княгини Ольги, князя Владимира, завещание князя Владимира Мономаха сыновьям. Благотворительная деятельность сестер милосердия.

Творческое задание: изготовление поделок из природного материала в подарок воспитанникам детского дома.

Российская символика: герб, стяги, флаги. Гимн Российской Федерации.

Творческое задание: изображение российской символики с помощью разнообразных видов прикладного творчества (рисунок, вышивка, резьба, выжигание, бисероплетение и др.).

Итоговое занятие: музыкально-поэтическая композиция “Родина - как много в этом звуке…”.

II. Истоки русской духовности

Духовно-нравственное совершенствование человека. Православные воспитательные ценности: отцовство, Отечество, семья, любовь к близким, свобода и закон, трудолюбие, милосердие. Заповеди Закона Божия. Учение о страстях человечьих. Таинства православной Церкви и православные обряды.

Творческое задание: осмысление жизни православного христианина (откровенный разговор).

Нравственные законы, данные человечеству в Библии. Основное отличие христианства от других религиозных конфессий. Основные протестантские секты, методы вовлечения. Кто такие “свидетели Иеговы?” Основные секты, действующие на территории области (религиозная основа, методы вовлечения, цели).

Творческое задание: обсуждение нравственных идеалов христианства.

Годовой круг православного календаря. “Переходящие праздники” - пасхальный цикл. Заговенье, Прощенное Воскресенье, Вербное Воскресенье, Светлое Христово Воскресенье - Пасха, Вознесение Господне. Пятидесятница - День Святой Троицы.

Творческое задание: духовные стихи и песни о христианских праздниках.

Итоговое занятие: встреча со священнослужителями, просмотр фильма.

Экскурсия по святым местам г. Задонска.

III. Истоки русской литературы и искусства

Отображение природы в традиционной культуре русского народа, фольклоре, обрядах.

Троицкий праздничный цикл. Троицкая березка - образ дерева жизни.

Творческое задание: разучивание троицких песен, хороводов. Посещение концерта фольклорного ансамбля.

Семейно-обрядовая поэзия русского народа. Содержание традиционных свадебных песен, символико-поэтический и реально-обрядовый сюжет. Необрядовые песни: игровые, хороводные, плясовые. Содержание необрядовых песен, их значение.

Творческое задание: разучивание игровых песен, народных игр.

Природа родного края в поэтических произведениях И. Бунина. Доброта, как лучшее человеческое качество в произведениях А. Платонова. Страницы биографии И. Бунина, А. Платонова. Памятные места писателей в г. Воронеже.

Творчество художников Н.Н. Ге и И.Н. Крамского. Художественный музей имени И.Н. Крамского в г. Воронеже.

Экскурсия в художественный музей имени И.Н. Крамского.

Особенности крестьянских костюмов Воронежской губернии в сравнении с народными костюмами других районов России. Северный русский народный костюм конца XIX - начала ХХ века. Особенности курских, белгородских, рязанских костюмов крестьян. Украинские черты крестьянских костюмов Воронежской губернии.

Творческое задание: рисунки, аппликации, модели народных костюмов.

Экскурсия в этнографический отдел краеведческого музея г. Воронежа.

Итоговое занятие: инсценированное представление “Праздник русской деревни”.

IV. История Воронежского края

Первый историк Воронежского края Е. Болховитинов, митрополит Евгений. Советский период в истории Русской Православной Церкви, храмов г. Воронежа. Расстрел крестьянского хода в Воронеже. Возрождение храмов и монастырей. Воронежская епархия. Святитель Митрофан Воронежский.

Экскурсия в духовную библиотеку г. Воронежа, просмотр фильма.

Итоговое занятие: тематическая беседа.

V. Мой дом, моя семья

Русские воспитательные системы. Воспитательный смысл хозяйствования, работы на земле. Народная школа. Православная гимназия. Воспитание в русской школе. Современные воспитательные системы. Роль семьи в воспитании личности. Нравственный климат семьи. Воспитание трудом, совместный труд - основа жизни и сплоченности семьи. Семейный досуг.

Творческое задание: рассказ о традициях семьи, обязанностях ее членов, взаимопомощи.

Итоговое занятие: музыкально-поэтическое выступление учащихся перед педагогами и родителями.

Заключение

Нравственные устои современного общества. Необходимость в возрождении традиционной культуры русского народа. Православная вера - неотъемлемая часть отечественной истории и культуры.

Формирование экспедиционных навыков

Теоретическая подготовка к экспедиции. Формирование умений: записи народных географических названий, работа с хозяйственными книгами, записи воспоминаний о Великой Отечественной войне, сбора материала по темам: “Сельская школа” и “Церковное краеведение”. Обработка собранного материала.

 

Учебно-тематический план работы по программе “Наши истоки”

Третий год обучения (7 класс)

Наименование тем

Количество часов

Теория

Творческие задания

Всего

Введение

4

-

4

Истоки русской государственности

26

4

30

Истоки русской духовности

26

6

32

Истоки русской литературы и искусства

26

6

32

История Воронежского края

22

-

22

Мой дом, моя семья

16

2

18

Заключение

4

-

4

Формирование экспедиционных навыков

2

-

2

 

 

 

144

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
Главная Об авторе Экскурсии по Греции Фотографии Гостевая Форум
LsLSm
Погода    Новости    Словари    Школьный  Яндекс   Телепрограмма                                      Карта Европы        Карта Воронежа
Личный сайт Леонида Сметанкина
 

 

 

 

Автор программы Стефаненко Татьяна Владимировна, учитель гимназии     N 10, г. Воронежа. Адрес автора: 394051, г. Воронеж, ул. Пешестрелецкая, д. 147, кв. 78. Руководитель директор школы Сметанкин Л.И.                                  Программа “Наши истоки” имеет историко-культурную и краеведческую направленность. Она рассчитана на учащихся 5-7 классов (10-13 лет). Продолжительность образовательного цикла составляет 3 года.

 

 Программа "НАШИ ИСТОКИ"

 



Hosted by uCoz