Последнее изменение сайта 27.10.2008
Содержание
третьего года обучения по программе
Наши истоки
Введение.
Народ и государство. Любовь к Родине и служение ей. Мы - дети России, Руси Святой.
Творческое задание: анализ стихотворений о Родине русских поэтов.
I. Истоки русской государственности
Образ жизни русских царей. Жилые местности, дворы и дома, домашняя утварь, одежда, пища. Образ домашней жизни, увеселения, праздники. Верования.
Российские императоры в истории нашей страны. Император Александр I Благословенный. Император Александр II Освободитель. Император Александр III Миротворец. Судьба последнего Российского императора Николая II.
Благотворительность на Руси
Киевская Русь: благотворительность святой княгини Ольги, князя Владимира, завещание князя Владимира Мономаха сыновьям. Благотворительная деятельность сестер милосердия.
Творческое задание: изготовление поделок из природного материала в подарок воспитанникам детского дома.
Российская символика: герб, стяги, флаги. Гимн Российской Федерации.
Творческое задание: изображение российской символики с помощью разнообразных видов прикладного творчества (рисунок, вышивка, резьба, выжигание, бисероплетение и др.).
Итоговое занятие: музыкально-поэтическая композиция Родина - как много в этом звуке .
II. Истоки русской духовности
Духовно-нравственное совершенствование человека. Православные воспитательные ценности: отцовство, Отечество, семья, любовь к близким, свобода и закон, трудолюбие, милосердие. Заповеди Закона Божия. Учение о страстях человечьих. Таинства православной Церкви и православные обряды.
Творческое задание: осмысление жизни православного христианина (откровенный разговор).
Нравственные законы, данные человечеству в Библии. Основное отличие христианства от других религиозных конфессий. Основные протестантские секты, методы вовлечения. Кто такие свидетели Иеговы? Основные секты, действующие на территории области (религиозная основа, методы вовлечения, цели).
Творческое задание: обсуждение нравственных идеалов христианства.
Годовой круг православного календаря. Переходящие праздники - пасхальный цикл. Заговенье, Прощенное Воскресенье, Вербное Воскресенье, Светлое Христово Воскресенье - Пасха, Вознесение Господне. Пятидесятница - День Святой Троицы.
Творческое задание: духовные стихи и песни о христианских праздниках.
Итоговое занятие: встреча со священнослужителями, просмотр фильма.
Экскурсия по святым местам г. Задонска.
III. Истоки русской литературы и искусства
Отображение природы в традиционной культуре русского народа, фольклоре, обрядах.
Троицкий праздничный цикл. Троицкая березка - образ дерева жизни.
Творческое задание: разучивание троицких песен, хороводов. Посещение концерта фольклорного ансамбля.
Семейно-обрядовая поэзия русского народа. Содержание традиционных свадебных песен, символико-поэтический и реально-обрядовый сюжет. Необрядовые песни: игровые, хороводные, плясовые. Содержание необрядовых песен, их значение.
Творческое задание: разучивание игровых песен, народных игр.
Природа родного края в поэтических произведениях И. Бунина. Доброта, как лучшее человеческое качество в произведениях А. Платонова. Страницы биографии И. Бунина, А. Платонова. Памятные места писателей в г. Воронеже.
Творчество художников Н.Н. Ге и И.Н. Крамского. Художественный музей имени И.Н. Крамского в г. Воронеже.
Экскурсия в художественный музей имени И.Н. Крамского.
Особенности крестьянских костюмов Воронежской губернии в сравнении с народными костюмами других районов России. Северный русский народный костюм конца XIX - начала ХХ века. Особенности курских, белгородских, рязанских костюмов крестьян. Украинские черты крестьянских костюмов Воронежской губернии.
Творческое задание: рисунки, аппликации, модели народных костюмов.
Экскурсия в этнографический отдел краеведческого музея г. Воронежа.
Итоговое занятие: инсценированное представление Праздник русской деревни.
IV. История Воронежского края
Первый историк Воронежского края Е. Болховитинов, митрополит Евгений. Советский период в истории Русской Православной Церкви, храмов г. Воронежа. Расстрел крестьянского хода в Воронеже. Возрождение храмов и монастырей. Воронежская епархия. Святитель Митрофан Воронежский.
Экскурсия в духовную библиотеку г. Воронежа, просмотр фильма.
Итоговое занятие: тематическая беседа.
V. Мой дом, моя семья
Русские воспитательные системы. Воспитательный смысл хозяйствования, работы на земле. Народная школа. Православная гимназия. Воспитание в русской школе. Современные воспитательные системы. Роль семьи в воспитании личности. Нравственный климат семьи. Воспитание трудом, совместный труд - основа жизни и сплоченности семьи. Семейный досуг.
Творческое задание: рассказ о традициях семьи, обязанностях ее членов, взаимопомощи.
Итоговое занятие: музыкально-поэтическое выступление учащихся перед педагогами и родителями.
Заключение
Нравственные устои современного общества. Необходимость в возрождении традиционной культуры русского народа. Православная вера - неотъемлемая часть отечественной истории и культуры.
Формирование экспедиционных навыков
Теоретическая подготовка к экспедиции. Формирование умений: записи народных географических названий, работа с хозяйственными книгами, записи воспоминаний о Великой Отечественной войне, сбора материала по темам: Сельская школа и Церковное краеведение. Обработка собранного материала.
Учебно-тематический план работы по программе Наши истоки
Третий год обучения (7 класс)
Наименование тем |
Количество часов |
||
Теория |
Творческие задания |
Всего |
|
Введение |
4 |
- |
4 |
Истоки русской государственности |
26 |
4 |
30 |
Истоки русской духовности |
26 |
6 |
32 |
Истоки русской литературы и искусства |
26 |
6 |
32 |
История Воронежского края |
22 |
- |
22 |
Мой дом, моя семья |
16 |
2 |
18 |
Заключение |
4 |
- |
4 |
Формирование экспедиционных навыков |
2 |
- |
2 |
|
|
|
144 |