Последнее изменение сайта 27.10.2008
УЧИТЕЛЬ
(должностная инструкция)
1. Общие положения
1.1. Учитель назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности учителя его обязанности могут быть возложены на другого учителя, воспитателя ГПД, библиотекаря, старшего вожатого, лаборанта, секретаря. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.2. Учитель должен, как правило, иметь профессиональное образование или специальную подготовку.
1.3. Учитель подчиняется непосредственно заместителю директора по учебно-методической работе начальной и(или) средней школы в части учебно-методической деятельности и завучу-диспетчеру в части организационной деятельности.
1.4. Учителю непосредственно подчиняются:
лаборант,
техник,
инженер,
если они работают в кабинете, закрепленном за данным учителем.
1.5. В своей деятельности учитель руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении, указами президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и правительства Москвы и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; трудовым законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Учитель соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
2. Функции
Основными направлениями деятельности учителя являются:
2.1. Организация учебно-воспитательного процесса на своих уроках и других мероприятиях с учащимися, руководство им и контроль за развитием этого процесса.
2.2. Обеспечение социализации, формирование общей культуры личности, осознанного выбора и последующего освоения профессиональных программ учащимися.
2.3. Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе на своих уроках и других видах деятельности с учащимися.
3. Должностные обязанности
Учитель выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Анализирует:
административные и срезовые контрольные работы и в трехдневный срок (сочинения в 911-х классах проверяются в недельный срок) представляет по ним отчет заместителю директора по учебно-методической работе начальной (и)или средней школы;
результаты усвоения учащимися преподаваемого предмета.
3.2. Прогнозирует:
тенденции изменения ситуации в области образования для корректировки учебных планов и программ;
последствия запланированных изменений в программе, учебном плане;
последствия внедрения новшеств.
3.3. Планирует и организует:
учебно-воспитательный процесс на уроках и других мероприятиях, проводимых с учащимися;
осуществление систематического контроля за качеством знаний учащихся и за выполнением домашних заданий;
работу с учащимися по подготовке к переводным и выпускным экзаменам;
просветительскую работу для родителей (законных представителей) по вопросам организации усвоения государственных стандартов и программ по преподаваемому предмету;
овладение учащимися рациональными способами и приемами учебной деятельности;
оснащение закрепленного за ним учебного кабинета или другого помещения наглядными пособиями, учебно-методической и художественной литературой по профилю преподаваемого предмета;
с участием заместителя директора по административно-хозяйственной работе своевременную и качественную паспортизацию учебного кабинета или другого закрепленного за ним помещения.
своевременное информирование завуча-диспетчера и дежурного администратора о невозможности выхода на работу из-за болезни.
3.11. Предоставляет возможность
администрации и(или) назначенным ей лицам присутствовать на своих уроках и любых мероприятиях, проводимых с учащимися, при условии предварительного уведомления не позднее чем накануне.
3.12. Принимает участие в работе
педагогического совета школы, методического объединения и т.п. (не менее трех часов в месяц).
4. Права
Учитель имеет право:
4.1. Выбирать
и использовать в своей работе методики обучения, учебные пособия и материалы, учебники, методы и систему промежуточной аттестации, утвержденные школой.
4.2. Даватъ
обязательные распоряжения ученикам во время занятий.
4.3. Привлекать
к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном правилами о поощрениях и взысканиях.
4.4. Принимать участие:
в разработке учебного плана и образовательной программы;
в принятии решений педагогического совета и любых других коллегиальных органов управления.
4.5. Вносить предложения:
о начале, прекращении или приостановлении конкретных методических, воспитательных или инновационных проектов;
по совершенствованию учебно-воспитательной и экспериментально-методической работы.
4.6. Повышать
свою квалификацию.
4.7. Приглашать
от имени школы родителей (законных представителей) для информирования об успехах их детей и нарушениях ими устава и иных локальных актов школы.
4.8. Не допускатъ
на свои занятия посторонних лиц без разрешения администрации.
5. Ответственность
5.1. За неисполнение или ненадлежашее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, учитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и(или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации "Об образовании". Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса учитель привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также прав, предоставленных настоящей инструкцией, учитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и(или) гражданским законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Учитель:
6.1. Работает в соответствии с нагрузкой по расписанию, утвержденному директором школы.
6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть в соответствии с учебным планом школы и утвержденной программой. План работы утверждается непосредственным руководителем не позднее пяти дней с начала планируемого периода.
6.3. Представляет заместителю директора по учебно-методической работе письменный отчет о своей деятельности объемом не более двух машинописных страниц в течение 5 дней по окончании каждой учебной четверти.
6.4. Получает от директора школы и(или) его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогами.
6.6. Исполняет обязанности других учителей и заместителей директора в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и уставом школы на основании приказа директора.
6.7. Передает своему непосредственному руководителю информацию, полученную на совещаниях и конференциях, непосредственно после ее получения.
Опубликовано: Официальные документы в образовании №10, 2004.