История
Воронежского Герба
История городского герба
Воронежа восходит к началу
XVIII века, когда в ходе
территориально-административной
реформы
Петра I, Российское
государство впервые было поделено на
губернии. Стоит отметить, что некая
эмблема Воронежа существовала уже в
XVII веке. Она изображалась на
сувенирных геральдических значках,
но её статус ныне неизвестен и
говорить о ней, как о первом символе
самоуправления, наверное, не следует.
В ходе огромной работы, проводимой
царем-реформатором по упорядочению
государственного и местного аппарата,
неоднократно уделялось внимание оформлению
документов, и в частности вопросам, связанным с
созданием и использованием печатей.
В 1722 году была создана
Герольдмейстерская канцелярия, а
в 1724 году вышел сенатский указ,
предписывавший "во всех судебных
местах сделать печати, а именно:
в губерниях и провинциях и в
городах, которые имеют гербы, на
тех вырезать тех городов гербы,
а которым нет, то нарисовать
приличные вновь в
Герольдмейстерской конторе".
Издание указа явно
свидетельствовало о намерении
царя обратить внимание на
создание городских гербов. За
разработку символов городской
власти принимается граф Франциск
де Санти. Будучи известным
специалистом в области
геральдики, он был приглашен из
Амстердама в качестве товарища (помощника)
герольдмейстера на должность
составителя гербов. В своем
обращении к Петру I он
писал:"Ежели Ваша императорская
милость изволит акордовать гербы
городов, которые их не имели, то
Герольдическая канцелярия
поступит в том по законам
блазоновьм и по обыкновенным
европским употреблениям, то же
будет хранено генерально".
На сувенирных геральдических
значках изображалась т.н. "воронежская
эмблема XVII века". Это не совсем герб
Воронежа... В данном случае авторы
значка предположили, что на первых порах
роль городского герба Воронежа исполнял
личный герб основателя Воронежской
крепости воеводы С.Ф. Сабурова: "в
красном поле - серебристая стрела, в
нижнем левом углу, на голубом поле -
золотая пика, остроконечьем обращенная
вверх, в правом серебряном поле -
орлиная лапа, держащая саблю". Именно
герб воеводы изображался на его печати,
прикладываемой к официальной переписке.
По
материалам газетных статей Ю.Коржика,
рисунок подготовлен для "Геральдикума"
Ю.Калинкиным (г.Долгопрудный) |
Герб Воронежа
1730
г.
За годы своей деятельности в
России Франциск де Санти сочинил,
исправил и нарисовал по правилам
геральдики около сотни гербов. Среди них
был и первый символ города Воронежа. В
основе герба была положена эмблема,
изображенная на знамени Воронежского
пехотного полка, ее описание приведено в
знаменном гербовнике 1712 года: "Знамя -
черное с красным, пересеченное крестом
сих же двух цветов с изображением в
верхнем углу у древка золотого облака, а
под ним - птицы, сидящей на стреляющей
пушке". Новый герб описывался в
гербовнике 1730 года: "В золотом щите на
красном поле две медные пушки на стенках,
из которых на одной сидит белый
одноглавый орел. Под пушками земля
зеленая". Такое изображение очень
символично. Орел - храбрый
воин-победитель. Зеленое поле говорило о
тогда уже всем известных плодородных
черноземных почвах нашего края.
Двуствольная пушка стала прообразом
российской славы с 1699 года, когда в
Воронеже был основан первый в России
литейно-пушечный завод, который отливал
медные орудия. После смерти Петра I
возобладавшие феодально-крепостнические
и бюрократические тенденции привели к
ликвидации даже тех номинальных прав
самоуправления, которые умерший
император предоставил российским городам.
В этих условиях теряла смысл сама
постановка вопроса о городском символе.
Работа над городскими гербами
откладывалась на неопределенное время.
Герб для знамени
Воронежского полка (1730): : "В золотом
щите, на красном поле, две медные пушки
на станках, из которых на одной сидит
белый, одноглавый, орел; под пушками
зеленая земля".
Рисунки
подготовлены для "Геральдикума"
Ю.Калинкиным (г.Долгопрудный) |
Герб Воронежа
1781
г.
В
качестве нового символа выступало
изображение щита, разделенного надвое. В
верхней части оного, в золотом поле был
изображен двуглавый орел, а в нижней
части, в красном поле - опрокинутый на
косогоре
кувшин из которого льется
вода. В дальнейшем на старых печатях
орел плохо просматривался и, в созвучии
с именем города, нередко считали, что
это ворон. Ворон птица для герба
неподходящая и поэтому изображать стали
только кувшин с серебряной водой,
символизирующей реку Воронеж.
Герб Воронежа
1881
г.
В 1857 году были утверждены новые
правила оформлении городских гербов. Эти
правила, разработанные герольдмейстером
Кёне, предусматривали новый тип
украшений гербов - обрамление в виде
разного рода стилизованных корон,
листьев, колосьев, якорей, лент и т.п.,
выходящих за пределы геральдического
щита. По этим деталям легко можно было
определить тип города - губернский,
уездный, заштатный, портовый или
какой-то другой. В 1881 году Воронежский
герб был переделан и 23 сентября 1881
года была утверждена новая версия герба
("Закон №408а): "В червленом щите
золотая гора, исходящая с правого бока,
на которой серебряный кувшин, изливающий
таковую же воду". Щит был увенчан
золотой трехзубцовой башенной короной,
что свидетельствовало о том, что город
является губернским центром, и обрамлен
колосьями пшеницы, перевязанными
Александровской лентой. В соответствии с
утвержденной геральдической практикой,
украшение в виде обрамляющих колосьев
пшеницы указывало на земледельческий
характер города.
Использована информация Полного собрания
законов Российской империи. |
Советский герб
Воронежа 1969 г.
Официальному советскому гербу
предшествовала эмблема, введенная в 1965
году. На эмблеме изображались колосья,
орбиты электронов и парусный кораблик.
Позже эти элементы вошли в герб города.
Автором проекта выступил
В.П.Диденко. В основу герба была взята
форма щита, что соответствует традициям
русской геральдики. В верхней части щита,
в его "шапке", помещен государственный
флаг РСФСР. В центре на золотисто-желтом
поле символично изображены основные
направления воронежской промышленности:
полушестерня, как символ машиностроения
и знак полупроводникового транзистора -
символ радиоэлектроники, а также колосья
пшеницы символизирующие
сельскохозяйственное производство. Зубцы
крепостной стены в нижней части герба
напоминают о городе-крепости,
неприступно стоявшей на страже южных
границ во времена набегов кочевников, а
также о тяжелом ратном труде в годы
гражданской и Великой Отечественной войн.
В эту стену коричневого цвета вписан
красный квадрат с белым трехмачтовым
парусником, обращая внимание к городу,
как как к колыбели русского морского
военного флота. В нижней части щита
голубое поле с волнистыми линиями,
символизирующими реку Воронеж и
водохранилище - "Воронежское море".
Использованы материалы геральдического
архива В.Маркова со ссылкой на "Вестник
геральдиста" №11, 1998; приводим также
прорисовку значка, выполненную
Ю.Калинкиным, отличающуюся цветовым
решением |
К августу 2007 года вопрос с
воронежским гербом так и не был решён. "Союзом
геральдистов России" предлагается
вариант, основанный на гербе города 1781
года (с двуглавым орлом в золотой главе).
Щитодержатели: мужчина в древнегреческих
одеждах с молотом в руке и женщина-скала
(Пигмалион и Галатея). Скульптор и
женщина-статуя напоминает о сюжете
личных печатей Петра I (изображение
самого Петра I с резцом и киянкой в
руках, с короной на голове и мантией на
плечах. Петр I высекает из камня статую
России, представленную в виде женщины со
скипетром и державой в руках, короной на
голове, в мантии на плечах. Справа (на
оттиске) видна часть триумфальной арки в
виде двух колонн, слева - корабль в
открытом море; в небе плывут облака и
помещено изображение "всевидящего ока" с
заключенным внутри именем Иеговы; над
всей сценой надпись "Adiuvante").
Изображение России в виде незаконченной
статуи несет в себе намек не только на
продолжающийся процесс, но указывает и
на то, что создаваемая Россия будет
прекрасна, ибо хорошо известен финал
мифа о Пигмалионе и Галатее, который лег
в основу сюжета. Символика
щитодержателей многозначна. Греческие
одежды и свиток показывают город Воронеж
как крупный научный центр со многими
научно-исследовательскими институтами,
университетами, академиями. Человек с
молотом - символ труда - характеризует
город как крупный промышленный центр с
большим потенциалом. Герб создан
авторской группой: К.Ф.Мочёнов (Химки),
М.Ю.Медведев (С.-Петербург),
М.К.Шелковенко (Рязань), Ю.В. Коржик (Воронеж),
О. Фефелова (Балашиха), О. Афанасьева (Москва).
Воронежской региональной
геральдической коллегией предлагается
проект герба с более привычным щитом
образца 1881 года и другими
щитодержателями: первым православным
епископом края, небесным покровителем
города святым Митрофаном Воронежским
(XVI-нач.XVII вв) и казаком.
По
материалам газеты
"МОЁ" |
Окончательно герб городского округа "город
Воронеж" утвержден Городской Думой 26
сентября 2008 года
Решением 56-й
сессии.
"В
червлёном (красном) поле с золотой
главой, обременённой чёрным двуглавым
орлом с золотыми клювами, лапами и
глазами, с червлёными языками,
увенчанным тремя золотыми императорскими
коронами и держащим в правой лапе
золотой скипетр, а в левой – золотую
державу, выходящая справа золотая
сложенная из валунов гора, на склоне
которой – опрокинутый серебряный кувшин,
изливающий серебряную воду.
Щит увенчан золотой башенной короной о
пяти видимых зубцах, окружённой по
обручу золотым лавровым венком.
Щитодержатели – витязи в серебряных
кольчугах, зерцальных доспехах, шлемах
со стрелками и несомкнутыми спереди
бармицами, в червлёных плащах, заколотых
на правом плече серебром, в рубахах и
сапогах той же финифти и портах того же
металла; правый витязь держит в правой
руке золотой меч, направленный книзу, а
на поясе его – золотые ножны; левый –
держит в левой руке перед собой золотой
старинный (миндалевидный) щит, а на
поясе его – меч в ножнах того же металла.
Подножие – зелёная земля. Щит обрамлён
орденскими лентами: справа – ордена
Ленина, а слева – ордена Отечественной
войны I степени».
ОБОСНОВАНИЕ
СИМВОЛИКИ ГЕРБА ГОРОДА ВОРОНЕЖА
Фигуры герба символизируют город и его
жителей как тружеников, огромный вклад
которых в экономическое, культурное,
духовное развитие Воронежской области и
страны имеет большое значение.
Основой композиции герба города Воронежа
является исторический герб города,
Высочайше утверждённый 21 сентября 1781
года, (по старому стилю), подлинное
описание которого гласит: «Щитъ
раздhленъ надвое: въ золотомъ полh
двуглавый орелъ, а въ красномъ полh
опрокинутый сосудъ, изъ котораго
истекаетъ рhка Воронежъ (Старый гербъ)».
Двуглавый орёл в золотом поле был
высочайше пожалован городу Воронежу в
знак особых заслуг в становлении и
развитии государства российского. В
России есть всего лишь несколько городов,
удостоенных такой чести. Начиная с 1781
года, кувшин на горе с изливающейся
водой постоянно был символом города
Воронежа и Воронежской губернии, пережив
три Высочайших утверждения в 1781, 1878
и 1881 годах.
Орёл
в геральдике символизирует власть, мощь,
бесстрашие, а также обновление и
попечение о подрастающем поколении.
Воздетые крылья означают устремлённость
в будущее.
Кувшин с изливающейся из него водой –
уникальный исторический символ Воронежа
– отражает богатство и плодородие
здешних земель. Впервые кувшин появился
именно в гербе 1781 года. Опрокинутый
кувшин с изливающейся водой служит
традиционным знаком источника, начала,
бесконечного плодородия и неисчерпаемой
природной силы. В то же время вода,
льющаяся из кувшина, традиционно
является аллегорическим символом истока,
родника и реки – реки Воронеж. Появление
кувшина в гербе Воронежа не случайно и
имеет глубокий смысл. Кувшин с
истекающей из него водой символически
указывал на то, что Воронеж стал для
России «воротами во все моря», т.к.
именно в Воронеже положено настоящее
начало российскому флоту. Именно отсюда
началось путешествие России по водам,
приведшее со временем от скромной реки
Воронежа до самых далёких морей и
океанов, путешествие, которое
продолжается и ныне.
Таким образом,
символика воронежского герба глубоко
позитивна в своей основе и составляет
заслуженную многовековую гордость
жителей города.
Вместе с тем серебряный кувшин, как
творение умелых человеческих рук,
аллегорически показывает трудолюбие
жителей города.
Серебро в геральдике – символ
благородства, чистоты, справедливости,
великодушия, а также мира.
Золото – символ величия, уважения,
прочности, интеллекта, а также света и
духовности. Вместе с тем, золото
символизирует урожай, изобилие и
плодородие – аллегорично показывает
развитый аграрный сектор экономики
города.
Красный цвет в геральдике символизирует
жизнеутверждающую силу, мужество,
праздник, красоту и труд, что дополняет
содержание герба города Воронежа, как
промышленно развитого центра.
Зелёный цвет – символ природы, здоровья,
жизненного роста, возрождения.
Гора в гербе созвучна с крутым
правобережьем города Воронежа.
Золотая башенная корона о пяти видимых
зубцах, дополненная золотым лавровым
венком, показывает статус города
Воронежа как административного центра
субъекта Российской федерации.
Город Воронеж награждён орденами: 6 мая
1975 года – орденом Отечественной войны
I степени за мужество и героизм в годы
Великой Отечественной войны и успехи в
труде; 10 марта 1986 года – орденом
Ленина в связи с 400-летием. Орденские
ленты, обрамляющие щит, подчёркивают
большие заслуги города перед
государством.
Щитодержатели – древнерусские
витязи-воины – символизируют доблесть,
храбрость и героизм, проявленные
жителями города на протяжении веков при
обороне земель русских. За мужество,
стойкость и массовый героизм,
проявленные защитниками города в борьбе
за свободу и независимость Отечества
городу Воронежу присвоено почётное
звание «Город воинской славы».
Символика щитодержателей многозначна.
Они символизируют также и то, что город
был основан как крепость, призванная
защищать русские земли от набегов
кочевых племён. Витязи-воины также
символизируют воевод-первостроителей
города Воронежа: С.Ф. Сабурова и его
последователей В.Г. Биркина и И.Г.
Судакова (Мясного).
На щите у воина – эмблема, изображённая
вся золотом, с полкового знамени
воронежского пехотного полка,
утверждённая 8 марта 1730 года: «В
золотом щите на красном поле, две медные
пушки на станках, из которых на одной
сидит белый одноглавый орёл; под пушками
зелёная земля».
Авторская группа:
идея герба: К. Мочёнов (Химки), М.
Медведев (С.-Петербург), Ю. Коржик (Воронеж)
обоснование символики: Ю. Коржик (Воронеж)
художник: О. Афанасьева (Москва)"
|