LsLSm

Личный сайт

Леонида Сметанкина

LsLSm

Личный сайт

Леонида Сметанкина

 

                                                                Последнее изменение сайта 14.04.2011


 

 

 

      

Крестьянские костюмы села Краснолипье          Воронежской губернии

Автор Стефаненко Т.В.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Собираясь в очередную экспедицию в один из населённых пунктов Воронежской области, мы долго выбирали куда поехать, и, наконец, остановились на селе Краснолипье Репьёвского района. Наш выбор был неслучаен, ведь Краснолипье Ц Родина директора нашей гимназии. Поэтому готовиться пришлось особенно тщательно: мы изучали историю села, составляли вопросник, работали с дополнительными материалами по крестьянскому костюму и с материалами предыдущих экспедиций.

   В село мы приехали 29 июня и в течение  трёх дней занимались сбором информации. Помощь в этом нам оказала завклубом, руководитель фольклорного ансамбля Ц В.Н. Кретинина (1958 г.р.). Она посоветовала расспросить участниц ансамбля и встретиться со старожилами села. Как мы узнали,  наибольшим уважением среди жителей села пользуется  Крюкова Мария Васильевна (1923 г.р.)- участница фольклорного ансамбля. Она известна как признанный знаток русской старины: Мария Васильевна бережно хранит и восстанавливает краснолипьевский (или лкрасноляпьевский╗, как она его называет) крестьянский народный костюм.  Жизнь у Марии Васильевны была трудная: лМатери не было, воспитывал отец с мачехою╗, хоть жили они и дружно, но ей рано пришлось идти работать: лВоспитательница взяла нянечкою, потом отец забрал холсты ткать╗. Через всю жизнь она пронесла воспоминания о том, как заботливо бабушка готовила ей приданое, приговаривая: л Это, девочка, тебе, это, голубушка, тебе╗.  В детстве  были заложены только основы мастерства, настоящей рукодельницей Мария Васильевна стала, обучаясь у своей золовки  Поли (Крюковой Пелагии Кузьминичны (1906 Ц 1994 гг.)) - мастерицы по вышивке. Именно она научила её шитью, вязанию, вышивке. Опираясь на знания и опыт старины, Мария Васильевна сумела создать стилизованный костюм. После этого народный костюм стал для неё настоящей страстью: лБывало каптунок зажгёшь, баночкой накроешь и ковыряешься╗. Эти умения пригодились ей позже, когда в 1951 году председатель приказал создать ансамбль и шить костюмы для выступлений. Первые костюмы были излишне яркими, броскими и неказистыми, а главное Ц  сделаны не в традициях села. Они были  лчужими╗, лнеуютными╗ для участниц ансамбля. Тогда достали из сундуков свои костюмы (приданое). А у кого не было Ц собрали по частям: лУ кого рубаху, у кого завеску, а кто и понёвы не пожалеет╗, - рассказывала Мария Васильевна. Чего не хватало Ц делали сами: лсглядывали со старого и шили╗.

   У истоков ансамбля стояло более 50 человек, сейчас осталось только 8:

         1.Кретинина Вера Николаевна (1958 г.р.) Ц руководитель ансамбля.

        2.Аралова Татьяна Ивановна (1933 г.р.).

        3.Болдырева Нина Порфирьевна (1943 г.р.).

        4.Болдырева Татьяна Алексеевна (1932 г.р.).

        5.Дерябина Татьяна Ивановна (1940 г.р.).

Экспонаты краеведческого музея села Краснолипье.

        6.Крюкова Мария Васильевна (1923 г.р.).

        7. Никитина Мария Митрофановна (1938 г.р.).

        8.Суровцева Анастасия Ильинична (1942 г.р.).

   Культура народной песни и народного костюма неразрывно связаны между собой, они требуют от человека отдачи частицы души, свободного времени, порой в ущерб семье и дому. В селе до сих пор сильны пережитки прошлого: мужья, не желая отпускать своих жен петь в ансамбле, порой запирали их дома. И были такие случаи, когда женщины приходили на выступления и репетиции тайком от домашних Ц настолько сильна тяга к истокам, настолько неразрывны русский человек и русская песня. Хотя в этом плане Марии Васильевне повезло: её муж Илья Кузьмич (1925 г.р.) не только не противился увлечениям жены, но и сам выступал вместе с ней в самодеятельности, она шила для него костюмы и сочиняла лпьески╗ для концертов. Их сын был завклубом и участником самодеятельности. В этой семье много грамот и дипломов за успешную творческую работу.

Мария Васильевна бережно хранит традиции русского крестьянского костюма. В современный быт она сумела перенести дух, впечатления и уважение к традициям и обычаям старины. Раскладывая костюмы и украшения, Мария Васильевна рассказывала нам сказки, прибаутки, на ходу придумывала частушки и стишки.

Таким образом, культура русского костюма Ц не просто дань времени, это культура воспитания человека, неразрывная часть его жизни, души.

Девичий костюм.     

   Девичий костюм Ц наряд девушки до замужества, лдевки на выданье╗. Поэтому он должен был быть особенным: подчеркивать красоту девушки и привлекать внимание к ней. Преобладающий цвет костюма Ц красный. Испокон веков красный цвет на  Руси считался символом красоты и вообще был одним из самых любимых цветов  (красные Ц солнце, девица, изба, угол, крыльцо, товар, словцо, лпрекрасный Ц самый красный╗) (лСимволы России╗, Н.А.Соболева, В.А Артамонов). Девичий костюм состоит из  юбки, рубахи, фартука-завески, пояса-покромки и околока (см. фото). Юбка сшита из плотной шерстяной ткани красного цвета, а рубаха Ц из красного или бордового сатина. Красную юбку в складку в просторечии называют  лрусской╗: лРусская наша юбка, у каких девки ходили╗, - приговаривала Мария Васильевна, раскладывая перед нами девичий наряд. Как мы узнали, многое в костюме делалось для удобства и имело немаловажное практическое значение. Например, строгие продольные складки, придающие юбке особую красоту и праздничность, используются для удобства её хранения: сложенная  лв гармошку╗, юбка может долго храниться в сундуке, не мяться и сохранять нарядный вид. Длина юбки Ц лдо щиколоток╗. По низу юбку украшал оклад из разноцветной тесьмы. В орнаменте оклада, как и в орнаменте всего костюма, соблюдается двусторонняя симметрия относительно центрального узора, что характерно для старинных костюмов и свидетельствует о сохранении традиций костюма. Рубаха на прямой кокетке, вдоль которой нашита тесьма лс блёстками и гарусом, - говорила Мария Васильевна, - была очень нарядной и праздничной╗. Довольно широкий рукав рубахи собран под манжет, выложенный тесьмой и блёстками. Рюшка рукава заглажена в мелкую складку; по краю Ц белое кружево. На общем фоне костюма выделяется зелёный фартук-завеска. Такое сочетание цветов (красный-зелёный) обращало внимание на девушку, выделяло её из окружающего мира. Как мы узнали от Марии Васильевны, и замужние женщины, и лмолодухи╗ носили одинаковые фартуки. Одевали их так: лНа хвартуке делали ушки, за ушки цепляли верёвочкой или на пуговку╗, - поясняла Мария Васильевна. От середины завески до оборки делали оклад из разноцветной тесьмы. Оборка фартука собрана в мелкую складку и заканчивается узким кружевом. Поверх фартука одевали пояс-покромку. Он оборачивал талию два раза и подтыкался сзади по обе стороны фартука. Основной цвет пояса Ц черный. На концах пояс-покромка украшен лстаринным прозументом╗ (золотой тесьмой), блёстками; по краям Ц цветным гарусом, лмахориками╗ (на каждую ниточку одета бисеринка). Преобладающие цвета оклада Ц жёлтый и оранжевый. В тон костюму подбирали и нагрудные украшения Ц бусы снизки. Основные цвета: красный, оранжевый, желтый и белый.  лЦепляют  снизки и девки, и молодые бабы. Бусы с божуньками╗, - говорила нам Мария Васильевна. Завершает наряд  околок Ц широкий (около 15 см) головной убор с двумя атласными лентами сзади (длина лент Ц лдо лопаток╗): лПод красную юбку под русскую надевали околок широкий: сзади атласные ленты, на концах Ц вихорчики╗, - приговаривала Мария Васильевна, примеряя девичий костюм на одну из участниц экспедиции. Сам головной убор украшен разноцветной тесьмой и блестками.   

   Женский костюм.

Женский костюм Ц наряд замужней женщины. В Краснолипье существовало два костюма: костюм женщины до и после трёх лет замужества. В свою очередь, и эти костюмы имели праздничный и будничный варианты. Различий в крое одежды праздничной и будничной нет. На праздник надевали старинные белые рубахи с более тонкой и искусной вышивкой, праздничная одежда дополнялась яркими нагрудными украшениями и серьгами. В праздник женщина должна была преобразиться, стать краше, обратить на себя внимание. Женский костюм состоит из  юбки (понёвы), рубахи, пояса и головного убора (лбабы╗ или лсороки╗).

Жизнь женщины разделялась на три этапа: девичество, замужество и материнство. Такое разграничение прослеживалось и в крестьянском костюме (существовал девичий костюм, костюм женщины до и после трех лет замужества). С помощью костюма можно было узнать статус, семейное положение женщины, он был показателем возрастной иерархии. Свадьба в старину была главным событием в жизни каждой женщины, поэтому свадебный обряд Ц один из наиболее сохранившихся в селе. Крюкова Мария Васильевна восстановила его, участницы ансамбля вспомнили обрядовые песни и на своих выступлениях показывают,  как играли свадьбы в их селе. Свадебным нарядом являлся костюм женщины до трех лет замужества, который украшался более красочной тесьмой и дорогой вышивкой, но главной особенностью было то, что женщина надевала белую старинную рубаху с красными поликами (см. фото).

Готовиться к свадьбе начинали с детства. По обычаю мать готовила дочери приданое: ткала полотна, делала вышивки на рушниках, скатертях, простынях и подушках; готовила форму (убор). Мария Васильевна рассказывала, что в сундук бабушка складывала ей лскатёрку╗, простыни, ширинку, дерюжки и лмного всякого добра╗. Все вещи в сундуке были лсаморушные╗ (самодельные). У Марии Васильевны до сих пор хранится лрядно╗ (лпростина╗), которую лбабушка разделывала красиво: полосочки, клеточки, ёлочки по краю; по всему полотну Ц клеть╗. На свадьбу невеста была красиво убрана, говорили: лПраздничная невеста, на выглядку╗, она всегда становилась предметом любования и восхищения подруг и соседей.

Мария Васильевна помнит своё венчание в церкви: лБрали в руки ширинку и подходили к попу венчаться. Ширинку цепляли за средний палец левой руки: правая молится, левая Ц держит. Ширинку вышивала бабушка Степанида. Когда молодые приходили от венчания, стол накрывали скатертем золотистым╗.

Жених и невеста порой почти не знали друг друга, и венчание было для них настоящим таинством. Как не странно, именно такие семьи были самыми крепкими. Да и могло ли быть иначе, ведь раньше не было такого понятия, как лразвод╗ или лраздел имущества╗. Соединённые единожды богом, они должны были вместе пройти через всю жизнь и суметь пронести любовь  - крепкую, настоящую, надёжную. Эта любовь была самой сильной, потому что она рождалась в браке, лнастаивалась╗ на взаимном уважении, дружбе и привязанности, объединяла в себе всё: и любовь к Родине, земле, истокам; и веру, и даже уважение к обычаям, традициям. Любовь рождалась из совместных переживаний и трудностей. Недаром в русском фольклоре так много сказок и песен о настоящей любви, преодолевшей все препятствия и нашедшей свою лвторую половину╗.

   Юбка.

В селе замужние женщины носили понёвы. Понёва Ц предмет женской повседневной одежды. Находился в обиходе с XVII Ц XVIII вв. по 60-е годы XX в. Сшита понёва из самотканого шерстяного полотна черного цвета; по черному полотну понёвы выткана красная широкая клетка.  лПолотно на понёве ни воды, ни солнца не боится. Как снимем Ц сразу вытряхаем и просушаем.╗- приговаривала Мария Васильевна, доставая из сундука свою самую любимую и старую понёву: лПонёве больше ста лет.  Мать была девочкой Ц уже изготовляла╗. Мария Васильевна рассказала, что понёвы различались между собой по особенностям вышивки и украшения низа, носить их было принято по следующему принципу: лмолодая╗ (невеста) надевала понёву с лрепеюшками╗; в течение первого года замужества женщина носила понёву с лпрозументом╗ и яркой тесьмой; лпонёвы со старинной вышивкой носили бабы давно замужем, на них обнарядка ручная╗. Оклад понёвы вышивали крестом (лрепейчики╗, лрепеюшки╗, лглазки╗) цветными шерстяными нитками по полотну. Традиционные цвета: желтый, оранжевый, розовый, зелёный, синий. В окладе понёвы сохранилась традиция изображения геометрических символов. Мелкая тонкая вышивка оклада требовала от искусной мастерицы долгого и кропотливого труда, на изготовление понёвы тратился не один месяц. В более поздних костюмах вышивка на понёве гораздо крупнее и ярче, или вовсе заменена разноцветной тесьмой и гарусом.

Внимательно рассматривая старинную понёву, сделанную ещё матерью Марии Васильевны, мы заметили, что выполнена она с большим старанием, терпением, а главное Ц любовью. Наверное, именно это делает вещь долговечной.

Рубаха.

Рубаха являлась основным составляющим элементом женского костюма. В селе на праздники надевали белые старинные рубахи с красным тканьём и вышивкой на рукавах. Будничные рубахи шили из более грубой ткани, покроена и украшена такая рубаха, как и у лмолодухи╗. Цвет рубахи Ц красный или бордовый, в зависимости от костюма (например, женщины лс год как замужем╗ носили понёвы, лобложенные╗ гарусом и лпрозументом╗, под бордовую рубаху). Украшение рубахи вышивкой Ц показатель её назначения (праздничная или будничная), степени достатка хозяйки. В более поздних костюмах вышивка заменена разноцветной тесьмой и блёстками.

Фартук, пояс и нагрудные украшения в женском костюме те же, что и в девичьем.

Серьги.

В Краснолипье женщины любили яркие большие украшения. Наряжаясь в костюм лдо трёх лет замужества╗, Мария Васильевна выбрала себе большие красивые серьги Ц лпушки╗: лПушки-погремушки, пушки без расстрелу╗, - на ходу сложила она. Серьги и нагрудные украшения подбирались в тон костюму.

Головной убор.

Замужние женщины в селе носили лбабу╗ или лсороку╗ (в зависимости от костюма - до или после трёх лет замужества). До трёх лет замужества женщины носили лсороку╗. К сожалению, этот головной убор не сохранился в первоначальном виде, но мы узнали, из чего он состоял (круг вокруг головы, в центре которого прикреплена лзвездо╗; по бокам Ц лкрылышки╗, украшенные лмахориками╗; расшитый затылок; сзади Ц лхвосты с махориками╗).  лМахорики╗ - ниточки, на каждую из которых одеты бисеринки. На лкрылышки╗ нашита парчовая тесьма, они украшены симметрично относительно центрального рисунка. Как рассказала нам Татьяна Ивановна Аралова, под сороку волосы специально укладывали Ц лставили рожки╗: лУплетали косы, а впереди делали венцы из бумаги╗. В отличие от лсороки╗, состоящей из нескольких частей, лбаба╗ (женский головной убор после трёх лет замужества) Ц цельный треугольный платок из бордового сатина. лБаба╗ завязывалась особым способом: концы платка перекрещивались на лбу и подтыкались по бокам, в центре прикрепляли лзвездо╗. По двум сторонам лбабы╗ нашиты лпетельки╗ из шерстяной нити; на концах платка Ц лхвосты с махориками╗. Для придания головному убору формы, под лбабу╗ также специально укладывали волосы: лДве косы уплетались на голове серпом╗.

У лбабы╗, которую мы приобрели в Краснолипье, оказались короткие концы, поэтому лскуделить╗ её как следует так и не удалось. Татьяна Ивановна пробовала на нас лсвить╗ лбабу╗ Ц не получилось, она в сердцах: лКуды зря его куделю╗. Для удобства ношения, Татьяна Ивановна сшила свою лбабу╗, сделав под неё плотную основу.

И лбабу╗, и лсороку╗ украшали лпесиками╗ (лпесики╗ Ц локоны собственных волос, которые пришивались к головному убору). Дело в том, что в старину замужним женщинам не разрешалось показывать волосы из-под головного убора, поэтому для лпесиков╗ специально отрезали свои волосы и навивали на вязальной иголке. Песики пришивались спереди к головному убору.

Обувь.

Обувь в селе носили простую и практичную: летом Ц чуники; зимой Ц лсапоги с байками╗. Чуники Ц предмет женской и мужской повседневной обуви. Находились в обиходе с XVIII в.  до середины XX в. Чуники вязали крючком или на спицах из шерстяных ниток, лхлопьев╗ тёмного цвета.  лСапоги с байками╗, лжатые╗ сапоги Ц их голенище собрано лв гармошку╗. Такие сапоги покупали на базарах и ярмарках.

Всё это мы узнали от одной из самых старых жительниц села -  Сушковой Марфы Афанасьевны (1913 г.р.).                                         

У жительницы села Краснолипье Ц Кретининой Натальи Ивановны (1938 г.р.) мы приобрели костюм женщины после трёх лет замужества (см. фото). Он пополнил коллекцию школьного краеведческого музея. Костюм достался Наталье Ивановне от матери, она бережно хранила его и надевала лишь по праздникам. Этот костюм, сшитый когда-то её  матерью с большой любовью, Наталья Ивановна берегла и для своих детей, внуков. К сожалению, её увлечение стариной не получило поддержки, продолжения среди родственников, костюм оказался попросту ненужным.

Костюм Наталья Ивановна отдавала с сожалением, но в то же время с надеждой на то, что он всё же уцелеет. Уцелеет не только как предмет русской старины, но и как воспоминание о ней Ц об одной из тех, кто незаметно, терпеливо проживает свою жизнь в российской глубинке. Эти люди являются связующим звеном, основой принятых моральных ценностей.  И вместе с памятью о них, постепенно теряется и связь современности с русской стариной, традициями. 

Мужской костюм.

Мужской костюм в селе не сохранился, так как мужская одежда быстро снашивалась. Отдельные его детали мы увидели в сельском краеведческом музее. Костюм состоял из  штанов, рубахи и лмужской подпояски╗. Сушкова Марфа Афанасьевна рассказала нам, каким был мужской костюм: лСтаринные штаны Ц самопрядня, под штаны Ц рубаха со старинной вышивкой и подпояска обряженная╗.

Штаны в селе носили не очень широкие, изготовлялись такие штаны вручную: лХолсты ткали: мяли, толкли; были и станок, и ступа, и толкачи╗, - рассказывала Марфа Афанасьевна, - лВолокно (ловечью волну╗ Ц овечью шерсть) на штаны тянули на пряхе. Тянули первое волокно, затем сновалками сновали╗, - продолжала она. Пряли из первого тонкого волокна Ц лпоярки╗ (первой стрижки овцы): лШтаны-то черныи, поярчатыи╗, - приговаривала Марфа Афанасьевна. Ткали полотно из черной шерсти: лДелают основу, затем ткут полотно╗, - поясняла она. Готовые холсты отправляли на ллоск╗: лвыпаривали в печи╗, лвыкатывали на скалках╗. Также делали штаны с рисунком Ц лсосенкой╗ или лв полосочку╗ (из конопли). лВолокно пряли, отбеляли, нитки красили в черный цвет ольхой╗, - рассказывала Марфа Афанасьевна.  лНесколько мотков на руках сделают Ц льют молоко и выпаривают, чтобы краска не линяла╗, - поясняла она. В мужском костюме (как и в женском) также прослеживалась возрастная иерархия: л Мужики под штаны белые рубахи с палетиками на плечах носили (лпалетики╗ Ц выкладка гарусом, бисером). Молодые ребята ходили в желтых и бордовых рубахах╗, - говорила Марфа Афанасьевна. Мужской костюм (как и женский) также имел праздничный вариант. Рубахи для праздничного костюма шились из более тонких тканей и украшались искусной вышивкой, костюм дополнялся лпраздничной подпояской╗. Мужская подпояска Ц широкий (около 8 см) красный пояс (лзавязка с петлёй╗). лКонцы пояса обряжали, на конце Ц большой махор╗, - рассказывала Марфа Афанасьевна. Из обуви мужчины носили лапти и чуники. Лапти делали из лыка (ллыко╗ Ц луб молодой липы, ивы и некоторых других деревьев, разделяющийся на слои и узкие полосы, например, лдрать лыко╗, ллапти из лыка╗, ллыка не вяжет╗, лне лыком шит╗ (Толковый словарь русского языка, С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова)), но с появлением кожаной обуви исчезла необходимость изготовлять обувь вручную. Покупали кожаную обувь на базарах и ярмарках, она была более практичной и ноской.

Заключение.

К Татьяне Ивановне Араловой (1933 г.р.) Ц ещё одной участнице фольклорного ансамбля Ц мы попали по рекомендации Крюковой Марьи Васильевны.

Расспрашивая Татьяну Ивановну о жизни, занятиях и интересах, мы обратили внимание на то, что в разговоре своё увлечение песней и народным костюмом она называла иностранным, непривычным для деревни, словом лхобби╗. И каждый раз, произнося его, сама посмеивалась, как бы удивляясь его звучанию.

Так сложилось исторически, что деревня являлась хранительницей многовековых традиций. В последние десятилетия наблюдается обратный процесс: деревня быстро лвпитывает╗ всё новое, порой отметая обычаи и устои или лковеркая╗ их на современный лад. Главная причина здесь, наверное, в человеке Ц жителе деревни, он перестаёт быть носителем патриархальности, исконности; людей привлекают яркие вывески и благоустроенный быт. Деревня теряет свою самобытность, наверняка и привычный краснолипьевский говор (лхворма╗, лхвартук╗, лписклята╗) вскоре заменится заимствованными словами и неологизмами.

Русская культура очень самобытна, она не терпит изменений и нововведений, поэтому эти процессы могут привести к её полной ломке и утрате. Так и никакие новшества не приживутся в искусстве создания народного костюма без его коренного изменения.

Развитие и видоизменение костюма неизбежно. К середине XX века традиционный крестьянский костюм в селе начал терять своё первоначальное предназначение, основную функцию. Одежду стали приобретать простую и практичную, которую быстро и легко сшить. Появилось много разнообразных ярких тканей. Обереговое значение костюма ушло в прошлое, начали забываться старинные обряды, поверья, сказки, приметы Ц всё то, что составляло жизнь и веру крестьян. Традиционный костюм стали одевать только на праздники, народные гуляния  и свадьбы. Причём невесту могли нарядить и в костюм женщины после трёх лет замужества (так как это костюм более яркий, нарядный), да и не все невесты соглашались наряжаться. Расспросив сельскую молодёжь, мы узнали, что моду в деревне сейчас диктует город. Изменились критерии красоты (например, если раньше лбаба рязанская╗ считалась эталоном русской красоты, то теперь это выражение всё чаще употребляется лв насмешку╗). Народный костюм становится лишь предметом эстетического любования, поэтому необходимо сохранение традиций крестьянского народного костюма.

Приложение.

I. Научные руководители:

1. Стефаненко Татьяна Владимировна.

2. Сметанкин Леонид Иванович.

II. Участники экспедиции:

1.      Платонова Полина (1985 г.р.).

2.      Полянская Татьяна (1985 г.р.).

3.      Сметанкин Виталий (1985 г.р.).

Ткацкий станок в краеведческом музее села Краснолипье.

III. Список информантов:

1.      Крюкова Мария Васильевна (1923 г.р.).

2.      Аралова Татьяна Ивановна (1933 г.р.).

3.      Кретинина Вера Николаевна (1958 г.р.).

4.      Кретинина Наталья Ивановна (1938 г.р.).

5.      Сушкова Марфа Афанасьевна (1913 г.р.).

VI. Вопросник:

I.Информация о жителях села:

1.Ф.И.О., год рождения опрашиваемого.

2.Место рождения, время проживания в данном населенном пункте.

3.Состав семьи.

4.Знают ли своё генеалогическое древо, помнят ли предков? До какого колена?

5.Есть ли долгожители в семье, самые старшие члены семьи.

6.Средняя продолжительность жизни родственников и членов семьи               (возможно, все в семье жили долго и умирали естественной смертью, или    наоборот Ц все члены семьи умирали рано или от несчастных случаев).

7.Известные и уважаемые в селе члены семьи.

8.Профессия, место работы опрашиваемого.

9.Распорядок жизни.

10.Домашнее хозяйство (есть ли корова, коза, или другие домашние   животные; разводят ли огород, что на нём выращивают, как; какую долю домашнее хозяйство составляет в семейном бюджете (возможно, семья  живет только за счет домашнего хозяйства, или наоборот)).

11.Увлечения. Как давно они появились и почему?

12.Помнят ли старинные обряды, костюмы, сохранились ли они? Если да,  то какие? Кто помнит?

II. Информация о населённом пункте:

1.Достопримечательности села, его особенности.

2.Особенности жителей села (лговор╗, приметы, песни).

3.Есть ли в селе  лкоренные╗ жители, те, кто помнит или знает его историю?

4.Помнят ли, как создавался сельский краеведческий музей? У кого  родилась идея его создания? Как собирали экспонаты?

5.Знают ли о существовании сельского фольклорного ансамбля? История ансамбля в рассказах жителей, их отношение к нему.

6.Участницы ансамбля (рассказ о них). 

7.Есть ли среди участниц ансамбля  хранители традиций народной песни,                костюма? Если да, то кто?

8.Соблюдается ли  в фольклорном ансамбле культура народной песни, костюма?

9.Есть ли потребность в возрождении старинных обрядов, традиций? Соблюдаются ли они сейчас?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Главная Об авторе Экскурсии по Греции Фотографии Гостевая Форум

 

 

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

В. Шафнер
 

Девичий костюм села Краснолипье.

Крюкова Мария Васильевна в костюме

 

Hosted by uCoz