Последнее изменение сайта 26.10.2008
Программа " Введение в право"
Пояснительная записка
Данная программа разработана для предпрофильного обучения учащихся 9 классов гимназии №10 г.Воронежа учителем Соломаха И.В.. Программа элективного курса «Введение в право» и методические рекомендации по проведению предпрофильной подготовки учащихся 9 классов основаны на программах: «Практическое право" (автор: Суворова Н.Г.- кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-политического образования и права АПК и ПРО МО РФ), «Предпрофильная правовая подготовка школьников» (автор:Певцова Е.А., профессор кафедры исторического и социально-экономического образования АПК и ПРО МО РФ).
Современная общеобразовательная школа вместе со всем российским обществом переживает период обновления. Одним из направлений модернизации школы становится дифференциация и индивидуализация обучения. Разработана и утверждена Концепция введения профильного обучения на старшей ступени общего образования. Это в равной степени отвечает интересам нашего общества и учащейся молодежи. Сегодня содержание образования рассматривается как обобщенный социальный опыт человечества, состоящий из четырех элементов:
• опыта познавательной деятельности или знаний;
• опыта осуществления известных способов деятельности или умений действовать по образцу;
• опыта творческой деятельности или умений принимать нестандартные решения;
• социального опыта и ценностных ориентации.
Таким образом, и в содержании образования все более важным становится не знаниевый, а компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования. В соответствие с Концепцией профильного обучения наряду с базовыми общеобразовательными и профильными предметами вводится принципиально новый тип учебного предмета - элективные курсы - обязательные для посещения учащимися курсы по выбору. Они реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. С одной стороны элективные курсы «поддерживают» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне, с другой обеспечивают внутрипрофильную специализацию. Начальным этапом введения в школах Российской Федерации профильного обучения является организация предпрофильной подготовки, которая в последствие поможет учащимся сделать более осознанный выбор того или иного профиля. В содержании школьного образования и в частности, в образовательной области «Общественные дисциплины» большое внимание уделено развитию правовой культуры личности, которая рассматривается как одно из важнейших условий решения стратегической политической задачи - превращения России в современное правовое государство. В решении этой задачи весьма важную роль может сыграть правовое образование в широком значении этого слава, и в частности, включение в учебные планы школ профильных и элективных правовых курсов. В рамках предпрофильной подготовки, с целью последующей ориентации учащихся на выбор гуманитарного, социально - гуманитарного или социально-экономического профиля, и предлагается данная программа.
Программа элективного курса «Введение в право» разработана в соответствие с задачами модернизации содержания образования, основными положениями Концепцией профильного обучения, а также с учетом дидактических требований к уровню правовой подготовки выпускников основной школы, современных изменений в текущем законодательстве и специфики предпрофильной подготовки учащихся. Программа адресована учащимся основной школы, которые в перспективе получают возможность выхода на один из гуманитраных профилей. Она служит дополнением к правовому блоку образовательной области «Общественные дисциплины», изучаемому в основной школе и углубляет очень важный аспект правовой подготовки личности, связанный с механизмами защиты гражданином своих прав.
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания данного элективного курса на житейских повседневных проблемах. Проблемы, которые включены в данный элективный курс, касаются широких слоев населения России и, в частности, самих учащихся. Их рассмотрение позволяет школьникам понять правовые отношения, не как нечто статичное, а как постоянно изменяющиеся, увидеть личностную значимость правовых знаний. И, соответственно, помогает им лучше ориентироваться в современном законодательстве. Проблемный подход дает возможность отчетливо увидеть, как право регулирует общественную жизнь, как важно каждому человеку знать, где можно найти необходимую правовую информацию. В конечном счете, знакомство с данным элективным курсом поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
Цель курса - заключается, во-первых, в том, чтобы максимально способствовать развитию правовой культуры школьников - граждан Российской Федерации - на основе освоения ими основных правовых норм. Во-вторых, - заинтересовать учащихся во внимательном поиске необходимой правовой информации для решения конкретных жизненных ситуаций и проблем, воспитание уважения к праву и закону. По сути, речь идет о воспитании ключевой компетенции личности в сфере интеллектуальной, коммуникативной, гражданско-правовой деятельности как совокупности способностей и готовности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе.
Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач.
Во-первых, курс ориентируется на содержание образовательного минимума содержания курса право и существенно дополняет его практическими сведениями.
Во-вторых, он нацелен на воспитание в духе демократических ценностей, определяющих гражданское самосознание и правовое поведение личности.
В третьих, курс построен на неразрывном единстве новых знаний и социального опыта учащихся, практических действий по решению конкретных жизненных проблем.
Наконец, представленный курс позволяет выйти за рамки строго урочной деятельности и включиться в активную социальную жизнь, опираясь на полученные знания.
К задачам данного курса, связанным с предпрофильным обучением, относятся, в частности:
- знакомство учащихся с основными нормативно-правовыми актами, с которыми чаще всего человеку приходится сталкиваться в жизни;
- развитие критического мышления применительно к реалиям нашей правовой жизни; воспитание ответственности за собственное благополучие;
освоение молодыми людьми социальных навыков и практических умений в области защиты своих прав.
Необходимым условием реализации этих целей и задач является адекватная методика, которая предполагает широкое использование активных и интерактивных методов и приемов наряду с традиционными формами проведения занятий.
В программе дано содержание и основные понятия курса «Введение в право», названы умения и навыки, на формирование которых следует ориентироваться учителю; приведен учебный план, с указанием часов, форм проведения занятий; приведены варианты творческих, проблемных и исследовательских заданий для учащихся; имеется список литературы для учащихся и учителей.
Известно, что истинная проблема всегда содержит в себе противоречие. В качестве основных для обсуждения в данном элективном курсе предлагается следующий ряд проблем:
1. Роль права в жизни человека и общества.
2. Реализация права на образование.
3. Жилищные права граждан
4. Реализация права собственности на землю.
5. Судопроизводство в нашей стране.
6. Учимся читать законы и составлять документы.