Последнее изменение сайта 27.10.2008
Программа "Искусство" ( "Музыка и ИЗО", 9 класс)
Пояснительная записка.
Программа лИскусство (Музыка и ИЗО)╗ разработана для 9 классов в гимназии №10 города Воронежа учителем Пешковой И.В. под руководством директора гимназии Сметанкина Л.И.
Основу программы лИскусство╗ составляет раздел программы лИзобразительное искусство и художественный труд╗ утвержденная Главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации 1994 года. Программа направлена на изучение синтетических видов искусства Ц народных праздников, театра, разнообразных народных обрядов и ритуалов, зрелищных искусств. Изобразительно-пластическая, поэтическая и музыкальная культура рассматривается как живое творческое явление, которая развивается и включается в современную жизнь.
Цель изучения курса: Духовное развитие личности, формирование творчески-созидательной личности.
Задачи курса:
-формирование целостного мироощущения учащихся;
-формирование чувства национального достоинства через развитие ассоциативного творческого мышления в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства;
-формирование представлений об общечеловеческих ценностях;
-формирование представлений о закономерностях синтеза искусств;
-развитие творческого воображения на основе синтеза музыки и изобразительного искусства;
-развитие воображения и зрительных представлений, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры;
-развитие чувства музыкального восприятия через художественный образ;
-приобщение к наследию отечественного и мирового искусства;
-воспитание активного эстетического отношения к действительности, к искусству, явлениям культуры, народным традициям.
В основу программы положены:
-тематический принцип планирования учебного материала;
-обучение в творческой деятельности;
-система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным творчеством и театральным искусством;
-система межпредметной связи (Изо и музыка);
-формирование познавательно-эстетической деятельности.
Программа лИскусство╗ для основной школы строится как продолжение и развитие программ лИзобразительное искусство╗ и лМузыка╗. Тема лСинтез искусств╗ является как развитием, так и принципиальным расширением курса пространственных искусств.
Формы и методы проведения занятий.
В программе определен круг содержания и перечень художественно-творческих работ. Все разделы охватывают изобразительно-пластическое и музыкально-поэтическое творчество. Это создает условия для интеграции, прежде всего в области преподавания предметов художественно-эстетического цикла. Многообразие видов интегрирования создает предпосылки для разнообразных форм и методов проведения занятий (творческая работа, викторины, лекции, беседы, комбинированные занятия, интегрирование уроки).
Первая часть в структуре программы отведена синтезу во временных искусствах. Этот раздел строится на раскрытии народного творчества в календарно-обрядовой культуре.
Вторая часть отведена синтезу музыки и изобразительного искусства в театре. Проникновение в суть синтетических искусств требует развитого ассоциативного мышления и художественной эрудиции. Тема лТеатр╗, знакомая учащимся по начальной школе поднята на новый качественный уровень и дополнена музыкальной образностью.
Курс лИскусство╗ призван способствовать духовному развитию личности. Культурно-эстетическое развитие учащихся, эмоционально-ценностное отношение их к традиционной культуре и искусству находятся в прямой зависимости от умений проявлять эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведения народного и профессионального искусства. Приобщение учащихся к основам народной культуры и культуры в целом способствует духовному развитию молодежи нового тысячелетия.
Программа.
9класс лИскусство╗ (ИЗО и музыка).
Раздел 1: Введение в курс предмета. (2часа)
Введение. Синтез искусств. Синтез музыки и изобразительного искусства.
Раздел 2: Народные праздники. (15часов)
Народный праздник- синтез всех искусств. Праздничное в искусстве. Древние традиции в христианских праздниках. Православные праздники. Городские праздники. Современные народные праздники. Музыкальное сопровождение современных праздников. Обобщение раздела.
Практические задания:
Декоративная композиция в квадрате на тему лВремена года╗. Создание эскизов народных костюмов. Рисование тематических композиций: лЯрмарка╗, лПасха╗, лКоляда╗, лМасленица╗. Зарисовки под музыку (по представлению). рисунки эскизов современных костюмов для празднования лМасленицы╗ или лНового года╗. Подбор музыкального ряда к празднику.
Раздел 3: Зрелищные искусства - как синтез искусств. (17часов)
Театр Ц старейшее зрелищное искусство. Композитор, художник и режиссер. Театральный образ. Сцена. Занавес. Афиша. Обобщение за год (выставка).
Практические задания:
Зарисовка фигуры человека в движении. Эскиз костюма. Эскиз грима. Эскиз оформление сцены к спектаклю. Эскиз росписи занавеса Эскиз афиши.
Поурочно-тематическое планирование.
9 класс лИскусство╗
Тема раздела: Введение в курс предмета. (2часа)
1. Введение. Синтез искусств.
Беседа- лСотрудничество в искусстве╗.
Введение в предмет. Синтез литературы и драматургии. Синтез литературы и драматургии. Синтез театра и изобразительного искусства. Синтез музыки и театрального искусства. Знаменитые музыкальные оперы и оперетты.
Зрительный ряд: эскизы декораций, иллюстрации к книгам.
Музыкальный ряд: отрывки из- лЛетучей мыши╗, лПринцессы цирка╗, лБориса Годунова╗, русские народные песни.
2. Синтез музыки и изобразительного искусства.
Интегрированный урок.
Творчество М. К. Чюрлениса. Творчество Врубеля в театре. Роль театра в современное время. Прослушивание фрагментов из опер лРомео и Джульетта, лСнегурочка╗, и лЛебединое озеро╗ П.И. Чайковского. Художники русского театра и их творческие поиски.
Зрительный ряд: Врубель: лЦаревна лебедь╗, лДемон╗, лСнегурочка╗, лШестикрылый Серафим╗, Чюрленис: лСоната весны╗, лФуга╗, лСоната моря╗, Бакст: лКостюм Нарцисса╗.
Музыкальный ряд: РимскийЦ Корсаков лСнегурочка╗, Чайковский лЛебединое озеро╗.
Практическое задание урока.
1.Зарисовки по музыкальным произведениям.
Тема раздела: лНародные праздники╗. (15часов)
3. Народный праздник- синтез всех искусств.
Урок-лекция.
История возникновения праздников. Происхождение идеологических праздников. Отражение в них языческих представлений и традиций. Художественно-образная символика праздников. Декоративно-прикладное искусство и его светское и культовое значение в праздниках. Музыкальное сопровождение праздников. Роль песни в праздничных застольях. Роль традиционного праздника в жизни в жизни современного человека.
Зрительный ряд: репродукции произведений искусства лПраздник Победы╗, лкарнавал╗, лКрестных ход в Курской губернии╗.
Музыкальный ряд: русские народные песни, песни о ВОВ.
4. Праздничное в искусстве.
Комбинированный урок.
Роль цвета в выражении содержания праздника. Символика цвета. Соединение эмоций и цвета.
Практическое задание урока:
1. Эскиз декоративной композиции в квадрате на тему лВремена года╗.
Домашнее задание.
Перенос эскиза на формат А4.
5. Древние традиции в христианских праздниках.
Комбинированный урок.
Взаимосвязь языческих и христианских праздников. Особенности мировоззрения, нашедшего выражение в христианских праздниках. Традиции Пасхи и Рождества. Раскрытие содержательного и духовного смысла основных праздников. Многоярусный, высокий иконостас- создание русской художественной мысли.
Зрительный ряд: фото церковных построек г.Владимира, Москвы,
Музыкальный ряд: русские народные песни.
Практическое задание урока:
1. Работа над цветовым решением декоративной композиции.
Домашнее задание. (Творческое задание):
Продолжить и закончить практическую работу урока.
6-8 Традиционные народные праздники.
Уроки - творчества.
Связь народных праздников с трудовыми процессами, сезоном работ. Праздники связанные с жизнью и традициями семьи.
Зрительный ряд: репродукции произведений искусства лМосковский поезд╗, лЯрмарка╗.
Практическое задание:
Эскизы старинных праздничных костюмов, одежды ряженных.
9-11. Городские праздники.
Комбинированный урок.
Особенности городской культуры, нашедшие выражение в сезонных народных праздниках. Взаимосвязь народного искусства и искусства оформления улиц города. Обрядовые особенности городских праздников. Праздники Западной Европы: карнавалы, маскарады, балаганы, карусели. Синтез всех видов искусств на праздничной площади.
Музыкальный ряд: Песни в исполнении хора им. Пятницкого.
Практическое задание:
1.Рисунок эскиза тематической композиция лЯрмарка╗, лКарнавал╗, лРождество╗, лПасха╗.
Домашнее задание: Работа над композицией.
12-15. Современные народные праздники.
Интегрированный урок.
Беседа о современных общенародных праздниках и их особенностях. Одежда современных людей в праздничные дни. Отличительные черты современных праздников от праздников прошлых веков. Отличие в оформлении города в праздничные дни. Взаимосвязь народного и профессионального искусства в праздничных концертах. лНовый год╗, лРождество╗, лМасленица╗ в наши дни.
Музыкальный ряд: Современные песни о праздниках, не отживший народный фольклор лОй мороз, морозЕ╗, лШумел камыш╗.
Практическое задание:
1. Эскиз костюма на основе современных материалов и моделей к празднованию лРождества╗ или лМасленицы╗.
2.Тематическая композиция лНаш Новый год╗.
Домашнее задание.(Творческое задание):
Подбор музыкального ряда к современным праздникам.
16. Музыкальное сопровождение современных праздников.
Прослушивание и отбор музыкальных произведений для различных праздников. (работа по бригадам).
План музыкального сопровождения.
1. Вступление.
2. Тематический подбор
3. Заключительное музыкальное сопровождение.
Музыкальный ряд: различные записи, посвященные или подходящие для празднования лНового года╗, л8 марта╗, лДень Победы╗, лМасленицы╗.
17.Обобщение и систематизация пройденного материала.
Семинар.
Вопросы по темам пройденного материала. Контроль прочности знаний в письменной и устной форме. Просмотр лучших творческих работ.
Тема раздела: Зрелищные искусства как синтез искусств╗.(17часов)
18-19. Театр - старейшее зрелищное искусство.
Введение.
Учащиеся знакомятся с истоками театра, восходящими к народным праздникам. Типы театров Ц драматический, театр комедии, театр оперы и балета, камерный театр, театр юного зрителя. Роль художника в создании спектакля. Роль композитора в создании спектакля. Прослушивание музыкальных произведений и краткое знакомство с их содержанием.
Зрительный ряд: репродукции работ художников театра.
Музыкальный ряд: опера лБорис Годунов╗, опера лОнегин╗, опера лРомео и Джульетта╗, опера лКармен╗ опера лСнегурочка╗, опера лРуслан и Людмила╗, музыка к балету лЛебединое озеро╗, сюита лКармен╗, лЩелкунчик╗.
Практическое задание урока (творческое задание)
1.Зарисовки фигуры человека в движении.
Домашнее задание: (Творческое задание):
Выбрать музыкальное произведение для творческих поисков оформления спектакля.
20. Композитор, художник и режиссер.
Лекция.
Восприятие художником драматургической основы не в полной мере определяет зрительный образ будущего спектакля. Он складывается в результате совместной работы художника, композитора и режиссера. Создание целостного образа зрелища, его пластическое и музыкальное решение.
Зрительный ряд: декорации разных художников к постановке одной пьесы.
Музыкальный ряд: отрывки из опер и музыкальных произведений к балетам.
Домашнее задание (Творческое задание):
Подумать над характером выбранного музыкального произведения и его главными героями.
21-24. Создание образа в театре.
Комбинированный урок.
Вечные темы музыки. Слияние искусств. Искусство танца и драмы. Искусство балета. Искусство оперы и оперетт. Музыка- как ведущее звено театра. Изобразительное искусство в помощь воображению и созданию настроения. Значение костюма и грима в образе спектакля. Отличие театрального костюма от бытового. Роль цвета в создании образа.
Музыкальный ряд: лКармен╗ Бизе, лРомео и Джульетта╗ Прокофьев, лЛебединое озеро╗ Чайковский.
Зрительный ряд: Репродукции рисунков художников театров.
Практическое задание урока
1.Творческое задание: эскиз костюма и грима героя к выбранному музыкальному произведению.
25-28.Сцена и художник.
Особенности устройства сцены, ее основные элементы. Требования к решению сцены, определяемые целостным образом спектакля, а также удобством игры актеров. Условность языка сцены, роль освещения.
Зрительный ряд: Репродукции эскизов оформления сцен к спектаклям рисскими художниками.
Практическое задание:
Творческое задание: эскиз сцены к выбранному спектаклю.
29-30. Занавес -обобщающий образ к спектаклю.
Значение занавеса можно сравнить с ролью увертюры в музыкальном спектакле или обложки в книге. Занавес как символ театра. Приемы оформления занавеса. Роль цвета.
Зрительный ряд: Репродукции эскизов занавесов к спектаклям рисскими художниками.
Музыкальный ряд: отрывки из опер и музыкальных произведений к балетам.
Практическое задание (творческое задание): эскиз занавеса к отдельным действиям или ко всему спектаклю.
31-33. Афиша - как лицо спектакля.
Роль афиши. Основные композиции плаката. Цвет в плакате. Шрифты и их роль в передаче характера спектакля.
Зрительный ряд: Репродукции афиш к спектаклям, афиши Тулуза - Лотрека.
Практическое задание: эскиз афиши.
34.Обобщение и систематизация пройденного материала.
Викторина.
Вопросы по пройденному материалу. Решение кроссвордов. Просмотр лучших творческих работ.