Дельфы
Дельфы
были центром всего древнего мира.
Согласно легенде, предводитель
олимпийских богов �
Зевс решил выяснить, где находится
центр земли. Для этого громовержец
выпустил с запада и с востока по
орлу. Птицы встретились над Дельфами.
В память об этом знаменательном
событии был установлен священный
камень омфалос �
пуп земли. В древности пуп
воспринимался как "круг солнца",
местопребывание внутреннего света.
Поэтому главным божеством святилища
является Аполлон �
бог света и покровитель искусств.
Внебрачный сын громовержца и
смертной по имени Лето, Аполлон
немало претерпел в детстве. Ревнивая
Гера решила отмстить Зевсу за измену
и наслала на Лето змея Пифона, чтобы
он всячески мешал ей и ее сыну жить,
а по возможности уничтожил. Но мать
с ребенком выжили. И когда Аполлон
подрос, то решил отомстить за все
страдания. Он нашел Пифона и убил,
замуровав тело гада в скале. Но змей
источал такое зловоние, что в скале
образовалась трещина, сквозь которую
стали просачиваться пары странного
свойства. На этом заканчивается один
миф и начинается другой,
рассказанный Плутархом. Как-то раз
один пастух, притомившись в дороге,
решил передохнуть и уселся как раз
рядом с расщелиной. Надышавшись
змеиными ароматами, пастух начал
предсказывать будущее. Что не скажет,
все сбывалось. Обратили на это
внимание жрецы. Прогнали пастуха, а
рядом с трещиной в скале возвели
храм. Со временем этот храм
прославился как один из богатейших
во всей Греции. Он располагался на
высокой террасе и был виден всякому,
кто подходил к Дельфам еще издалека.
Рядом возвышался с храмом
конусообразный омфал �
тот самый пуп земли. С обеих сторон
от камня застыли золотые орлы. На
фасаде святилища была выведена
надпись: "Познай себя". В большом
зале, в самом центре стояла статуя
Бога света Аполлона. Другой зал
храма, был расположен на расколотой
скале, откуда сочились дурманящие
пары. Здесь стоял золотой треножник,
предназначенный для прорицателя. Но
сами жрецы предсказывать не стали, а
учредили специальную должность "пифия".
В переводе с греческого пифия
означает �
зловредное, дьявольское воздействие.
Первой пророчицей Дельфийского
оракула считалась знаменитая Фемония.
Один из ее оракулов звучал так: �Пчелы!
Несите мне воск. И птицы! Несите мне
перья!�. Тот, к кому было обращено
такое пророчество, воспринимал это
как благую весть. Прежде чем начать
предсказания, пифия проделывала
целый ритуал, который начинался с
опрыскивания козла холодной водой.
Если животное дрожало, значит, бог
Аполлон готов давать советы. Потом
козла убивали, в жертву Аполлону. С
этого момента пифия начинала
готовиться к общению с богом.
Последующие три дня она ничего не
ела, ни с кем не разговаривала и
омывалась в священном потоке
Кастальского источника. Говорят, что
его воды обладают омолаживающим
свойством. Вероятно, это только
слухи, так как особого ажиотажа у
прозрачной струи не наблюдается. В
должный час пифия прекращала купание,
усаживалась на треножник и начинала
жевать листья лаврового дерева,
запивая их священной водой. Поедание
лаврушки было занятием далеко не
безобидным. Лавр содержит цианид
калия, обладающий наркотическим
действием. Когда-то давно в Греции
жрицы богини Дафны, менады, жевали
эти листья и устраивали кровавые
оргии. Эллины ликвидировали институт
менад. И вплоть до римской эпохи
существовало табу на жевание
лаврового листа всеми, кроме пифии.
Трудно сказать, что в большей
степени влияло на состояние
предсказательницы �
голод, дурманящие пары или терпкий
сок лаврового листа. Но, дойдя до
нужной кондиции, пифия начинала
вещать. Выкрикивала, шептала, рыдала,
несла непонятную околесицу �
все это определялось весьма глубоким
изречением: "Не говорит, не
открывает, а означает". На самом
деле, означали все жрецы. Они
улавливали какой-то смысл во всем
этом хаосе слов и криков и делали
вывод. Причем не простой вывод, а
стихотворный. Кто на самом деле
играл ведущую роль в этом
божественном шоу, пифия или жрец,
остается загадкой, но предсказания
сбывались. Например, некий Баттус
хотел узнать, как ему вылечится от
болезни. Но вместо этого получил
пророчество о том, что он будет
основателем города. Так и вышло. Он
основал город в Лидии.
Но чаще всего пророчества облекались
в двусмысленную форму, что
свидетельствует о хитроумии жрецов.
В этих случаях вся ответственность
ложилась на вопрошавшего. Знаменитая
история о царе Крезе рассказывает,
как лидийский правитель спросил у
оракула, что будет, если он нападет
на Персию. "Великое царство будет
разрушено" �
таков был ответ. Вдохновленный Крез
пошел на Персию, но разрушено было
его собственное царство. Слава Дельф
росла. За правдивыми предсказаниями
стекались со всей Греции. Вдоль
извилистой дороги, ведущей к храму,
вырастали сокровищницы
городов-государств. Они выглядели
как небольшие храмы, наполненные
несметными богатствами. Все это были
дары Богу-прорицателю. Можно сказать,
что дорога к храму была усыпана
золотом. Видимо, это обстоятельство
разозлило революционные умы того
времени. Известный баснописец Эзоп
посетил Дельфы и умудрился
поссориться со жрецами храма,
обвинив служителей оракула в лживых
пророчествах и излишней роскоши.
Откровенность баснописца жрецам не
понравилась. Они решили расправиться
с чересчур умным посетителем. Эзопа
сбросили со скалы. Но позже
раскаялись, и даже полюбили его
басни.
Римская империя положила конец
могуществу Дельфийского оракула. Еще
более суеверные, чем греки, римляне
считали, что пророки могут не только
предсказывать будущее, но и творить
его. Святилище приобрело новую славу.
Теперь Дельфы воспринимались как
мрачное место. По свидетельству
писателя Юстиниана, горы,
опоясывающие святилище, создавали
ошеломляющий эффект эха. Всякое
слово, произнесенное здесь,
многократно проносилось по всем
окрестностям. Причем эхо было
сильнее, чем первоначальный звук. К
сожалению, нам не удалось
соприкоснуться с таинственными
звуками Дельф. Христианство
вытеснило языческих богов. Оракул
опустел. А в 390 г. н.э. храм был
навсегда закрыт императором
Феодосием I.
И когда Юлиан Отступник,
возрождавший язычество в Риме,
захотел узнать будущее, Дельфийский
оракул сказал, что будет молчать, "ибо
боги закрыли доступ людей в свой
мир".Трудно переоценить влияние
Дельф во всем эллинистическом мире.
В пору своего расцвета Дельфы
по-настоящему утопали в золоте.
Каждый греческий город-государство
считал своим долгом принести щедрую
жертву Аполлону. Города оставляли
свои подарки в специальных
хранилищах �
сокровищницах. Наиболее
сохранившаяся из них �Афинская.
Как само здание, так все его
содержимое было даром Афин Дельфам.
Такое положение не могло нравится
всем. Посетивший Дельфы знаменитый
баснописец Эзоп ухитрился
поссориться со всеми жрецами,
обвинив их в том, что их
предсказания лживы, а сами они
погрязли в роскоши. За такие слова
он и был сброшен со скалы. Правда,
позднее жрецы раскаялись в содеянном
и даже полюбили басни Эзопа. В
период расцвета греческих полисов
жречество храма находилось под
влиянием аристократической Спарты.
Тут происходили Пифийские игры �
общегреческие празднества в память
победы Аполлона над Пифоном. Они
проводились сначала раз в восемь лет,
потом �
каждые четыре года. Первоначально
это были соревнование поэтов и
музыкантов, покровителем которых и
был Аполлон, но с 586 г. до н. э. в
программу игр были включены и
спортивные состязания. Последние
Пифийские игры прошли в 394 г. н. э.
В это же время императором Феодосием
I был
окончательно разорен и закрыт и сам
храм.
Рим также оказал влияние на это
место �
некоторое время оракул Аполлона
продолжал действовать и во время
правления римских императоров. Были
даже построены несколько магазинов,
где пилигримы могли покупать и
продавать вещи. Позже здесь была
основана и маленькая церковь, от
которой теперь остались лишь руины.
На рубеже XX
века археологические раскопки в
Дельфах открыли остатки храма,
театра, ипподрома, посвятительных
памятников, много надписей, что
позволило восстановить общий вид
святилища.
В центре обнесенной стеной священной
территории, на высокой террасе стоял
храм Аполлона, построенный в
дорическом стиле. Это было закрытое
здание с большим числом статуй и
других украшений, многие из которых
можно увидеть в музее Дельф. При
входе в храм стояла статуя Аполлона.
В храме среди прочих святынь
хранился и омфал. (Аполлон часто
изображается сидящим на нем). В
сокровенную часть храма, где
находился оракул, никто не мог
входить, кроме пифий.
От входных ворот к храму вела
мощенная дорога. Священная дорога
была украшена большим количеством
статуй (бронзовых, золотых и медных).
Говорят, что Нейрон, недовольный
предсказанием оракула, забрал около
300 из них.
У подножия скалистой восточной стены
вода священного Кастальского
источника наполняла каменную нишу, в
которой паломники совершали омовение.
Отверстия в "лице" скалы
предназначались для их подношений.
Священным считался и другой источник �
Кассотида.
На южной стороне располагались
уступами на горном склоне
многочисленные сокровищницы,
множество статуй и памятников стояло
по обеим сторонам дороги. В северной
части священной территории
находились театр и здание для
собраний, на стенах которого были
картины на мифологические темы (Аид,
падение Трои), а к северо-западу от
него �
ипподром.
В настоящее время Дельфы
являются одной из жемчужин в
историческом наследии Греции.
Развалины огромного храмового
комплекса в сочетании с окружающей
природой производят неизгладимое,
хотя и достаточно мрачное
впечатление. При благоприятных
погодных условиях тут может
наблюдаться забавный природный
феномен �
Дельфийское эхо. Слово, сказанное
шепотом, подхватывается эхом и
разносится по всем окрестностям.
Причем некоторое время эхо раз за
разом становится громче и громче,
звук достигает максимальной силы,
после чего начинает затихать. |