LsLSm

Личный сайт

Леонида Сметанкина

LsLSm

Личный сайт

Леонида Сметанкина

 

                                                                Последнее изменение сайта 27.10.2008


 

 

 

       ПРОГРАММА

Русское правописание: орфография и пунктуация

(Автор программы С. И. Львова)

 

Объяснительная записка

Основная цель данного курса состоит в повышении правописной грамотности учащихся, в развитии кульнтуры письма. Исходя из этого, программа предлагает рассматривать привычные проблемы прежде всего с точки зрения общих задач овладения родным языком в разных его формах, в том числе и письменной.

Вот почему программа уделяет особое внимание ханрактеристике речевого общения в целом, особенноснтям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письнменной речи. Кроме того, свободное владение орфогранфией и пунктуацией родного языка предполагает уменние применять правила, учитывая речевую ситуацию, потребность как можно точнее передать смысл высканзывания, используя при этом возможности письма. Это направление в обучении находит отражение во многих формулировках программы и должно быть ренализовано в содержании материала, предлагаемого для изучения на занятиях по русскому языку.

Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленнное развитие их лингвистической интуиции. В связи с этим центральными направлениями в работе станонвятся, во-первых, усиленное внимание к семантиченской (смысловой) стороне анализируемого явления (слова, предложения), с тем чтобы безошибочно принменить то или иное правило, не искажая смысла вынсказывания, во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который основынвается на языковом чутье и удовлетворяет потребнность человека разгадать тайну рождения слова, поннять его истоки. Эта лэтимологическая рефлексия╗ (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования сложнейших правописных умений и навыков.

И наконец, важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в обнласти правописания и формирование умения ориеннтироваться в этом сложном разделе, учитывая его системность, логику, взаимосвязь между различнынми элементами (правилами, орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания и т. п.).

Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовантельность изучения правил избрать, чтобы в резульнтате обучения у учащихся укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на ненкоторые нарушения орфографических и пунктуацинонных закономерностей).

На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбинрать из десятков правил именно то, которое соответстнвует данной орфограмме и пунктограмме. Такое уменние значительно облегчает задачу усвоения самих пранвил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) явлениях видеть общие и отличинтельные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые заставляют глубже осмыслить полунченные ранее сведения из различных областей лингвистики, и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.

Таким образом, для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективнынми приемами, которые помогают реализовать указаннные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиски адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимолонгическим, который в краткой и лаконичной форме не только дает информацию о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание).

Кроме того, огромными обучающими возможностянми обладает такой прием, как орфографический ананлиз структурно-семантических схем слова (или словонобразовательных моделей), который развивает языконвую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствунет данное слово и десятки других слов этой группы:

Для того чтобы полностью воплотить идею систенматизации знаний и совершенствования на этой осннове соответствующих умений, предлагается изолинрованное изучение каждой части русского правопинсания: орфографии (первый год обучения) и пунктунации (второй год обучения). Но это, разумеется, не исключает, а, напротив, предполагает попутное понвторение важных пунктуационных правил при раснсмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации Ч совершенствование орфонграфических умений.

 

10 класс (34 ч)

Особенности письменного общения (4 ч)

Речевое общение как взаимодействие между людьнми посредством языка. Единство двух сторон общенния: передача и восприятие смысла речи. Виды реченвой деятельности: ГОВОРЕНИЕ (передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) Ч СЛУШАНИЕ (восприятие речевых сигналов с целью выяснения смысла высказывания); ПИСЬМО (перендача смысла с помощью графических знаков) Ч ЧТЕНИЕ (смысловая расшифровка графических знанков). Формы речевого общения: письменные и устнные. Речевая ситуация. Знакомство со способами языкового анализа высказывания:

 Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса, интоннация и др.), жестов и мимики; ориентация на слухонвое восприятие речи и зрительное Ч собеседника; возможность учитывать немедленную реакцию слуншателя и реагировать на нее. Повторы, прерывиснтость речи Ч типичные свойства устного слова. Дианлог и монолог как разновидность устной речи. Форнмы устных высказываний и использование их в разнных ситуациях общения: устный рассказ, выступнление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий или развернутый) на уроке, дружеская бенседа, диспут, дискуссия и т. п.

 Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зринтельноетельное.07.06


 

 восприятие текста и невозможность учитынвать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, реценнзии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т. п.

Основные причины возникновения письменности. Этапы и истоки развития современного русского письма: древнеегипетское письмо (IV тысячелетие до н. э.) -╗ финикийское письмо (XIIЧX вв. до н. э.) -> древнегреческое письмо (IXЧVIII вв. до н. э.) -> станрославянское письмо (863 г.) -> русское (рукописное) письмо (988 г. Ч год крещения Руси) -> первые пенчатные книги (1554 г.) Ч> введение гражданской (церковной) азбуки (1710 г.) -4 частная реформа азнбуки (1735 г., 1758 г.) Ч╗ создание орфографических правил Я. К. Гротом (1873 г.) -> реформа алфавита и орфографии (1918 г.) -> упорядочение Свода орфогранфических и пунктуационных правил (1956 г.).

 

Орфография (30 ч) Орфография

как система правил правописания (2 ч)

Некоторые сведения из истории орфографии. Роль орфографии в письменном общении людей, ее вознможности для более точной передачи смысла речи.

Разделы русской орфографии и обобщающее пранвило для каждого из них: 1) правописание морфем (лпиши морфему всегда одинаково╗); 2) слитные, де-фисные и раздельные написания (лпиши слова отндельно друг от друга, а части слов слитно, реже Ч ченрез дефис╗); 3) употребление прописных и строчных букв (лпиши с прописной буквы имена собственные, со строчной Ч нарицательные╗); 4) перенос слова (лпереноси слова по слогам╗).


 

Правописание морфем (16 ч)

Морфема как минимальная значимая часть слова.

Система орфограмм данного раздела орфографии. Принцип единообразного написания морфем Ч вендущий принцип русского правописания (морфемнный).

Правописание корней. Система правил, регулинрующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного пронверочного слова.

Правописание гласных корня: безударные провенряемые и непроверяемые, е и э в заимствованных словах. Правила, нарушающие единообразие написанния корня или и в корне после приставок), и понянтие о фонетическом принципе написания.

Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас-------------

-кос-, -лаг- Ч -лож-, -бир- Ч -бер-, -тир--------------- тер-,

-стил-- стел- и др. (зависимость от глагольного суф-
фикса
-а-); 2) -раст- (-ращ-) Ч -рос-, -скак------------------- скоч-

(зависимость от последующего согласного); 3) -гар--------

-гор-, -твар--- твор-, -клан----------- клон-, -зар---------- зор-

(зависимость от ударения); 4) корни с полногласнынми и неполногласными сочетаниями оло Ч ла, оро Ч ра, ере Ч ре, ело Ч ле.

Правописание согласных корня: звонких и глунхих; непроизносимых; удвоенных. Чередование сонгласных в корне и связанные с этим орфографиченские трудности (доска Ч дощатый, очки Ч очечник).

Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т. п.).

Использование орфографического и словообразонвательного словарей для объяснения правильного нанписания корня слова.

Этимологическая справка как прием объяснения написания корней слов.

Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами напинсания: 1) приставки на з (с) Ч фонетический прин-


 

цип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычнные по происхождению) Ч морфемный принцип нанписания. Роль смыслового анализа при различении приставок при- и пре-.

 Правописание суффиксов. Система орфограмм, отражающая написание суффиксов разных частей речи. Роль словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.

Типичные суффиксы имен существительных и их

-щик со значением лица.

П Типичные суффиксы имен прилагательных и их написание: -оват(ый), -евит(ый), -лив(ый), -чив(ый), -чат(ый), -оньк(ий) и др. Различение на письме суфнфиксов -ив- и -ее-; -к~ и -ск- в именах прилагательнных. Особенности образования сравнительной и пренвосходной степеней прилагательных и написание суффиксов в этих формах слов.

Типичные суффиксы глаголов и их написание: -и(ть), -е(тъ), -ирова(ть), -ича(ть), -ану(ть) и др. Различение на письме глагольных суффиксов ,-ова-(-ева-) и -ыва- (-ива-). Написание суффикса -е- или -и-в глаголах с приставкой обез- (обезлесить Ч обезленсеть); -ться и -тся в глаголах.

Суффиксы причастий: образование причастий с помощью суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикнса при образовании причастий прошедшего времени (посеять Ч посеявший Ч посеянный).

Буквы н и нн в полных и кратких формах причаснтий, а также в прилагательных, образованных от сунществительных или от глаголов.

Правописание окончаний. Система правил, ренгулирующих написание окончаний разных частей речи.


 

Различение окончаний и в именах существинтельных; окончания -ет, -ит, -ешь, -ишь, -ут (-ют), -am (-ят) в глаголах.

Орфографические правила, требующие различенния морфем, в составе которых находится орфограмнма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребнление разделительных ъ и ъ.

Правописание согласных на стыке морфем (матнросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфенмы и на стыке морфем; употребление ь для обозначенния мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

Взаимосвязь значения, морфемного строения и на-(писания слова (обобщение). Орфографический ана


 


/с, Ь после шипящих в словах разных частей речи.

 

Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.

Работа с орфографическим словарем.

Слитные, дефисные

и раздельные написания (10 ч)

Система орфограмм данного раздела правописанния. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе слитного или раздельного написания. Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного нанписания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).

Грамматико-орфографические отличия приставнки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное напинсания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отнличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтонму, оттого, отчего, зато, поскольку от созвучных сочетаний слов.

Образование и написание сложных слов (имена сунществительные, прилагательные, наречия). Смыслонвые и грамматические отличия сложных прилагантельных, образованных слиянием, и созвучных слонвосочетаний (многообещающий Ч много обещаюнщий).

Употребление дефиса в словах разных частей ренчи.

Работа со специальными словарями, отражающинми слитные и раздельные написания.

Написание

строчных и прописных букв (2 ч)

Ознакомление с основным содержанием данного раздела орфографии. Роль смыслового и грамматиченского анализа при выборе строчной или прописной буквы.

Работа со специальными словарями, отражающинми написания слов со строчной или прописной букнвы.


 

11 класс (34 часа)

 

Речевой этикет в письменном общении (2ч)

 

Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т.п. в письменной речи.

 

Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращение к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.

 

Пунктуация (32 ч)

 

Пунктуация как система правил постановки знаков препинания (3ч)

 

Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации Ц расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.

 

Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.

Знаки отделительные и выделительные.

Разделы русской пунктуации: 1)знаки препинания в конце предложения, 2) знаки препинания внутри простого предложения, 3) знаки препинания между частями сложного предложения, 4) знаки препинания при передаче чужой речи,5) знаки препинания в связном тексте.

 


 

Знаки препинания

в конце предложения (1 ч)

Предложение и его основные признаки; интонанция конца предложения. Граница предложения, отнражение ее на письме. Употребление точки, вопронсительного и восклицательного знаков в конце преднложения. Выбор знака препинания с учетом осонбенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.

Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в нанчале предложения: многоточие, кавычки, тире в дианлоге.

Знаки препинания

внутри простого предложения (13 ч)

Система пунктограмм данного раздела пунктунации следующая.

Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в ненполном предложении; интонационные особенности этих предложений.

Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.

Однородные члены, не соединенные союзом. Однонродные члены, соединенные неповторяющимися союнзами. Однородные члены, соединенные повторяющинмися союзами. Однородные члены, соединенные двойными союзами.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однороднных членах.

Однородные и неоднородные определения, их разнличение на основе семантико-грамматической и иннтонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами. Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция, грамматико-пунктуационные отличия его от деепричастного оборота.

Способы обособления предложений.

Обособления обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.

Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.

Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.

 

Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи водных слов разных смысловых групп.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.

Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (что, что ж, как же, что же).

Знаки препинания

между частями

сложного предложения (8 ч)

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложенний.

Знаки препинания между частями сложносочинненного предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся тире, запятая и тире, точка с запятой.

Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.

Семантико-интонационный анализ как основа вынбора знака препинания в бессоюзном сложном преднложении.

Грамматико-интонационный анализ предложенний, состоящих из трех и более частей, и выбор знанков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союнзов.

Сочетание знаков препинания.

Знаки препинания

при передаче чужой речи (3 ч)

Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.

Знаки препинания в связном тексте (4 ч)

Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью, единым эмоциональным и экснпрессивным настроением. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста. Авнторские знаки.

Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
Главная Об авторе Экскурсии по Греции Фотографии Гостевая Форум

 

LsLSm
Погода    Новости    Словари    Школьный  Яндекс   Телепрограмма                                      Карта Европы        Карта Воронежа
Личный сайт Леонида Сметанкина
 

 

 

 



Hosted by uCoz