Последнее изменение сайта 27.10.2008
ПРОГРАММА
Русское правописание: орфография и пунктуация
(Автор программы С. И. Львова)
Объяснительная записка
Основная цель данного курса состоит в повышении правописной грамотности учащихся, в развитии кульнтуры письма. Исходя из этого, программа предлагает рассматривать привычные проблемы прежде всего с точки зрения общих задач овладения родным языком в разных его формах, в том числе и письменной.
Вот почему программа уделяет особое внимание ханрактеристике речевого общения в целом, особенноснтям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письнменной речи. Кроме того, свободное владение орфогранфией и пунктуацией родного языка предполагает уменние применять правила, учитывая речевую ситуацию, потребность как можно точнее передать смысл высканзывания, используя при этом возможности письма. Это направление в обучении находит отражение во многих формулировках программы и должно быть ренализовано в содержании материала, предлагаемого для изучения на занятиях по русскому языку.
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленнное развитие их лингвистической интуиции. В связи с этим центральными направлениями в работе станонвятся, во-первых, усиленное внимание к семантиченской (смысловой) стороне анализируемого явления (слова, предложения), с тем чтобы безошибочно принменить то или иное правило, не искажая смысла вынсказывания, во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который основынвается на языковом чутье и удовлетворяет потребнность человека разгадать тайну рождения слова, поннять его истоки. Эта лэтимологическая рефлексия╗ (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования сложнейших правописных умений и навыков.
И наконец, важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в обнласти правописания и формирование умения ориеннтироваться в этом сложном разделе, учитывая его системность, логику, взаимосвязь между различнынми элементами (правилами, орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания и т. п.).
Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовантельность изучения правил избрать, чтобы в резульнтате обучения у учащихся укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на ненкоторые нарушения орфографических и пунктуацинонных закономерностей).
На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбинрать из десятков правил именно то, которое соответстнвует данной орфограмме и пунктограмме. Такое уменние значительно облегчает задачу усвоения самих пранвил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) явлениях видеть общие и отличинтельные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые заставляют глубже осмыслить полунченные ранее сведения из различных областей лингвистики, и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.
Таким образом, для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективнынми приемами, которые помогают реализовать указаннные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиски адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимолонгическим, который в краткой и лаконичной форме не только дает информацию о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание).
Кроме того, огромными обучающими возможностянми обладает такой прием, как орфографический ананлиз структурно-семантических схем слова (или словонобразовательных моделей), который развивает языконвую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствунет данное слово и десятки других слов этой группы:
Для того чтобы полностью воплотить идею систенматизации знаний и совершенствования на этой осннове соответствующих умений, предлагается изолинрованное изучение каждой части русского правопинсания: орфографии (первый год обучения) и пунктунации (второй год обучения). Но это, разумеется, не исключает, а, напротив, предполагает попутное понвторение важных пунктуационных правил при раснсмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации Ч совершенствование орфонграфических умений.
10 класс (34 ч)
Особенности письменного общения (4 ч)
Речевое общение как взаимодействие между людьнми посредством языка. Единство двух сторон общенния: передача и восприятие смысла речи. Виды реченвой деятельности: ГОВОРЕНИЕ (передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) Ч СЛУШАНИЕ (восприятие речевых сигналов с целью выяснения смысла высказывания); ПИСЬМО (перендача смысла с помощью графических знаков) Ч ЧТЕНИЕ (смысловая расшифровка графических знанков). Формы речевого общения: письменные и устнные. Речевая ситуация. Знакомство со способами языкового анализа высказывания:
Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса, интоннация и др.), жестов и мимики; ориентация на слухонвое восприятие речи и зрительное Ч собеседника; возможность учитывать немедленную реакцию слуншателя и реагировать на нее. Повторы, прерывиснтость речи Ч типичные свойства устного слова. Дианлог и монолог как разновидность устной речи. Форнмы устных высказываний и использование их в разнных ситуациях общения: устный рассказ, выступнление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий или развернутый) на уроке, дружеская бенседа, диспут, дискуссия и т. п.
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зринтельное
восприятие текста и невозможность учитынвать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, реценнзии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т. п.
Основные причины возникновения письменности. Этапы и истоки развития современного русского письма: древнеегипетское письмо (IV тысячелетие до н. э.) -╗ финикийское письмо (XIIЧX вв. до н. э.) -> древнегреческое письмо (IXЧVIII вв. до н. э.) -> станрославянское письмо (863 г.) -> русское (рукописное) письмо (988 г. Ч год крещения Руси) -> первые пенчатные книги (1554 г.) Ч> введение гражданской (церковной) азбуки (1710 г.) -4 частная реформа азнбуки (1735 г., 1758 г.) Ч╗ создание орфографических правил Я. К. Гротом (1873 г.) -> реформа алфавита и орфографии (1918 г.) -> упорядочение Свода орфогранфических и пунктуационных правил (1956 г.).
Орфография (30 ч) Орфография
как система правил правописания (2 ч)
Некоторые сведения из истории орфографии. Роль орфографии в письменном общении людей, ее вознможности для более точной передачи смысла речи.
Разделы русской орфографии и обобщающее пранвило для каждого из них: 1) правописание морфем (лпиши морфему всегда одинаково╗); 2) слитные, де-фисные и раздельные написания (лпиши слова отндельно друг от друга, а части слов слитно, реже Ч ченрез дефис╗); 3) употребление прописных и строчных букв (лпиши с прописной буквы имена собственные, со строчной Ч нарицательные╗); 4) перенос слова (лпереноси слова по слогам╗).
Правописание морфем (16 ч)
Морфема как минимальная значимая часть слова.
Система орфограмм данного раздела орфографии. Принцип единообразного написания морфем Ч вендущий принцип русского правописания (морфемнный).
Правописание корней. Система правил, регулинрующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного пронверочного слова.
Правописание гласных корня: безударные провенряемые и непроверяемые, е и э в заимствованных словах. Правила, нарушающие единообразие написанния корня (ы или и в корне после приставок), и понянтие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас-------------
-кос-, -лаг- Ч -лож-, -бир- Ч -бер-, -тир--------------- тер-,
-стил-- стел-
и др. (зависимость от глагольного суф-
фикса
-а-);
2)
-раст- (-ращ-) Ч -рос-, -скак-------------------
скоч-
(зависимость от последующего согласного); 3) -гар--------
-гор-, -твар--- твор-, -клан----------- клон-, -зар---------- зор-
(зависимость от ударения); 4) корни с полногласнынми и неполногласными сочетаниями оло Ч ла, оро Ч ра, ере Ч ре, ело Ч ле.
Правописание согласных корня: звонких и глунхих; непроизносимых; удвоенных. Чередование сонгласных в корне и связанные с этим орфографиченские трудности (доска Ч дощатый, очки Ч очечник).
Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т. п.).
Использование орфографического и словообразонвательного словарей для объяснения правильного нанписания корня слова.
Этимологическая справка как прием объяснения написания корней слов.
Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами напинсания: 1) приставки на з (с) Ч фонетический прин-
цип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычнные по происхождению) Ч морфемный принцип нанписания. Роль смыслового анализа при различении приставок при- и пре-.
Правописание суффиксов. Система орфограмм, отражающая написание суффиксов разных частей речи. Роль словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.
Типичные суффиксы имен существительных и их
-щик со значением лица.
П Типичные суффиксы имен прилагательных и их написание: -оват(ый), -евит(ый), -лив(ый), -чив(ый), -чат(ый), -оньк(ий) и др. Различение на письме суфнфиксов -ив- и -ее-; -к~ и -ск- в именах прилагательнных. Особенности образования сравнительной и пренвосходной степеней прилагательных и написание суффиксов в этих формах слов.
Типичные суффиксы глаголов и их написание: -и(ть), -е(тъ), -ирова(ть), -ича(ть), -ану(ть) и др. Различение на письме глагольных суффиксов ,-ова-(-ева-) и -ыва- (-ива-). Написание суффикса -е- или -и-в глаголах с приставкой обез- (обезлесить Ч обезленсеть); -ться и -тся в глаголах.
Суффиксы причастий: образование причастий с помощью суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикнса при образовании причастий прошедшего времени (посеять Ч посеявший Ч посеянный).
Буквы н и нн в полных и кратких формах причаснтий, а также в прилагательных, образованных от сунществительных или от глаголов.
Правописание окончаний. Система правил, ренгулирующих написание окончаний разных частей речи.
Различение окончаний -е и -и в именах существинтельных; окончания -ет, -ит, -ешь, -ишь, -ут (-ют), -am (-ят) в глаголах.
Орфографические правила, требующие различенния морфем, в составе которых находится орфограмнма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребнление разделительных ъ и ъ.
Правописание согласных на стыке морфем (матнросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфенмы и на стыке морфем; употребление ь для обозначенния мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и на-(писания слова (обобщение). Орфографический ана
/с,
Ь
после шипящих в словах разных частей
речи.
Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.
Работа с орфографическим словарем.
Слитные, дефисные
и раздельные написания (10 ч)
Система орфограмм данного раздела правописанния. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе слитного или раздельного написания. Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного нанписания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставнки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное напинсания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отнличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтонму, оттого, отчего, зато, поскольку от созвучных сочетаний слов.
Образование и написание сложных слов (имена сунществительные, прилагательные, наречия). Смыслонвые и грамматические отличия сложных прилагантельных, образованных слиянием, и созвучных слонвосочетаний (многообещающий Ч много обещаюнщий).
Употребление дефиса в словах разных частей ренчи.
Работа со специальными словарями, отражающинми слитные и раздельные написания.
Написание
строчных и прописных букв (2 ч)
Ознакомление с основным содержанием данного раздела орфографии. Роль смыслового и грамматиченского анализа при выборе строчной или прописной буквы.
Работа со специальными словарями, отражающинми написания слов со строчной или прописной букнвы.
11 класс (34 часа)
Речевой этикет в письменном общении (2ч)
Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т.п. в письменной речи.
Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращение к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.
Пунктуация (32 ч)
Пунктуация как система правил постановки знаков препинания (3ч)
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации Ц расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.
Знаки отделительные и выделительные.
Разделы русской пунктуации: 1)знаки препинания в конце предложения, 2) знаки препинания внутри простого предложения, 3) знаки препинания между частями сложного предложения, 4) знаки препинания при передаче чужой речи,5) знаки препинания в связном тексте.
Знаки препинания
в конце предложения (1 ч)
Предложение и его основные признаки; интонанция конца предложения. Граница предложения, отнражение ее на письме. Употребление точки, вопронсительного и восклицательного знаков в конце преднложения. Выбор знака препинания с учетом осонбенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.
Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в нанчале предложения: многоточие, кавычки, тире в дианлоге.
Знаки препинания
внутри простого предложения (13 ч)
Система пунктограмм данного раздела пунктунации следующая.
Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в ненполном предложении; интонационные особенности этих предложений.
Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.
Однородные члены, не соединенные союзом. Однонродные члены, соединенные неповторяющимися союнзами. Однородные члены, соединенные повторяющинмися союзами. Однородные члены, соединенные двойными союзами.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однороднных членах.
Однородные и неоднородные определения, их разнличение на основе семантико-грамматической и иннтонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами. Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция, грамматико-пунктуационные отличия его от деепричастного оборота.
Способы обособления предложений.
Обособления обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.
Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.
Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи водных слов разных смысловых групп.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.
Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (что, что ж, как же, что же).
Знаки препинания
между частями
сложного предложения (8 ч)
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложенний.
Знаки препинания между частями сложносочинненного предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся тире, запятая и тире, точка с запятой.
Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.
Семантико-интонационный анализ как основа вынбора знака препинания в бессоюзном сложном преднложении.
Грамматико-интонационный анализ предложенний, состоящих из трех и более частей, и выбор знанков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союнзов.
Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания
при передаче чужой речи (3 ч)
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.
Знаки препинания в связном тексте (4 ч)
Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью, единым эмоциональным и экснпрессивным настроением. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста. Авнторские знаки.
Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.