LsLSm

Личный сайт

Леонида Сметанкина

LsLSm

Личный сайт

Леонида Сметанкина

Последнее изменение сайта 11.11.2013

 

 

 

Главная Об авторе Малая родина Коллекция О Греции Форум Гостевая Фотографии

 

 
 

 

 

Коллекция

О Греции

Фотоальбом

Гостевая

Форум

 
    
Пора ли в школу?
 
     Методики, используемые для определения подготовленности к школе, довольно разнообразны. Одни учитывают лишь определенную сторону развития ребенка, другие позволяют дать интегральную, комплексную оценку. Но прежде чем рассказать о некоторых из них, давайте условимся: подготовленность к школе вовсе не предполагает, что ребенок должен все-все делать только на «отлично». Есть более существенное и значимое, но есть и второстепенное, что придет в процессе обучения. И поэтому не делайте далеко идущих выводов из результатов и помните: никакой тест не дает стопроцентного прогноза успеха или неудачи, он только подсказывает, на что нужно обратить особое внимание.
     Тестирование можно проводить только в спокойной, доброжелательной обстановке, без принуждения, лучше в игровой форме (ситуации: «Садись сейчас же, сколько раз можно говорить, иначе...», «Вот я сейчас проверю, возьмут ли тебя в школу...» или другие подобные должны быть исключены). Не проводите тестирование во время или сразу после болезни, когда ребенок плохо себя чувствует, перевозбужден. Даже при самых отрицательных результатах ни в коем случае нельзя упрекать ребенка, жаловаться на его «тупость» родственникам или знакомым или подчеркивать какие-то его «неумения». Все проблемы в знаниях и умениях ребенка не его, а ваша вина, и нужно не упрекать его, а сделать все, чтобы помочь.
      Проверить все стороны подготовленности к школе в один присест невозможно, поэтому наберитесь терпения и не спешите получить результат.
Итак, давайте проверим уровень речевого развития ребенка. Попросите его составить рассказ по картинке, лучше, если это будут последовательные картинки.
     Инструкция может быть такой: «Я перепутал картинки, разложи их по порядку и расскажи мне, что произошло». Ребенок должен правильно разложить картинки, оценить ситуацию и связными предложениями описать ее.
Вот, например, как рассказывает ребенок историю упрямых козлят, встретившихся на узком мостике (1-я картинка), не уступавших друг другу дорогу, подравшихся (2-я картинка) и упавших в реку (3-я картинка), при хорошем уровне речевого развития: «Два козленка, серый и белый, пришли на мостик. Мостик был узкий, они не могли перейти на другой берег. Один сказал: «Пропусти меня», а другой сказал: «Нет, ты пропусти меня». Никто не уступил дорогу, тогда они подрались и упали в речку».
При некоторой задержке речевого развития рассказ бывает примерно таким: «Два козлята пришли и начали драться и прыгнули в воду». В данном случае у ребенка не только очень бедная, с искажениями и неправильными сочетаниями речь, но он непонимание ситуации.
При грубой задержке речевого развития ребенок называет только отдельные детали, предметы, не составляя связного предложения.
     Следующий этап — проверка речи. Нарушения речи разнообразны, одно из них — нарушение звукопроизношения. Оно может касаться отдельных звуков или охватывать многие группы звуков. При сложных дефектах речь невнятная. Специалисты считают, что возрастные нарушения звукопроизношения, которые «сами проходят» по мере развития и совершенствования артикуляционного аппарата, исчезают к 5 годам, но довольно часты нарушения, которые может исправить только логопед, откладывать визит к которому не следует.
Чаще всего встречаются дефекты таких звуков как «р», «л», свистящие (з-с-ц), шипящие (ш-ж-ч-щ). Ребенок говорит «як» вместо «рак», «ечка» (речка), «вошка» (ложка), «фыфка» (шишка). Эти дефекты звукопроизношения необходимо ликвидировать до школы, потому что качество звукопроизношения во многом определяет успешность обучения письму и чтению. 
     Довольно часто нарушение звукопроизношения встречается при укорочении «уздечки» (связки под языком). В этих случаях надо решить вопрос: может быть, надо ее подрезать, может быть, использовать специальные упражнения. Решить этот вопрос можно только со специалистом.
Другим нарушением может быть расстройство ритма и темпа речи. В этих случаях ребенок говорит или очень быстро, захлебываясь, проглатывая слоги, или очень медленно, растягивая слоги, удлиняя паузы между словами. Расстройство ритма и темпа речи иногда проявляется в заикании. В более тяжелых случаях отмечается недоразвитие речи как результат задержки созревания определенных зон коры головного мозга. Все эти нарушения требуют специальной коррекции и помощи логопеда, а иногда и врача-психоневролога.
     Для проверки качества звукопроизношения можно использовать картинки, предложив ребенку произнести вслух названия тех предметов, которые там нарисованы. На картинках должны быть изображены предметы, в названии которых встречаются следующие звуки:
1. Сонорные: р — твердый и мягкий, л — твердый и мягкий;
2. Свистящие: с — твердый и мягкий, з — твердый и мягкий;
3. Шипящие: ж, ш, ч, щ.
Картинки или рисунки подбираются таким образом, чтобы каждый из перечисленных звуков встречался в начале, в середине и в конце слова. Например, рак-ведро-топор, ведро-гриб-фонарь и т. п.
     Для проверки звукопроизношения можно использовать следующие фразы: «На столе лампа», «У Зины заноза», «У Саши шапка», «На реке рак». Если у ребенка «каша во рту», если он путает или неправильно произносит определенные звуки, обязательно обратитесь за помощью к логопеду.
Не менее важно определить, умеет ли ребенок различать звуки, выделяет ли их в словах. Поиграйте с ним в «звуки». Сначала приготовьте (можно сделать это вместе с ребенком) карточки с изображением разных предметов (шапка, машина, утюг, душ, ложка, стол, шарф, лампа, шкаф, чашка). Положите перед ребенком 10 карточек и попросите вправо отложить те карточки, где в названии предметов есть определенный звук, например, «ш», потом можно попросить отложить карточки, где в названии предметов другие звуки, гласные и согласные.
Проследите за тем, понял ли ребенок инструкцию, не раздражайтесь, если нужно ее повторить, не торопите его, не прерывайте по ходу работы, даже если он делает что-то неправильно. Лучше спросить: «Закончил? Давай проверим, правильно ли ты все сделал. Что на этой картинке? Ш-шапка, душ-ш (выделяем голосом звуки, которые нужно услышать)».
     Может быть и так, что после первой неудачи, особенно если вы не будете достаточно терпеливы, ребенок откажется: «Не хочу, мне неинтересно». Не настаивайте, но такой быстрый отказ свидетельствует о необходимости регулярных и систематических занятий, это значит, что работа по определенной инструкции еще недоступна вашему малышу. Может быть, стоит ее видоизменить, ввести больше элементов игры, соревновательности. В ходе этих занятий-проверок вы получаете возможность определить способность ребенка сконцентрировать внимание на определенном задании, работать без отвлечений, выполнять определенное действие. Мы уже говорили, насколько важно это для обучения в школе.
    Одной из наиболее доступных и распространенных методик тестирования подготовленности ребенка к обучению является тест Керна—Иразека, позволяющий в комплексе с оценкой развития речи оценить подготовленность ребенка к школе. Тест Керна—Иразека состоит из трех заданий, которые предлагают выполнить детям:
1 — нарисовать фигуру человека; 
2 — скопировать с трафарета незнакомую комбинацию штрихов — фразу «Ей дан чай» или «Он ел суп»;
3 — скопировать с трафарета 10 нарисованных точек, расположив их одну под другой на равном расстоянии по вертикали и горизонтали.
     Карандаш следует положить перед ребенком на середину стола, чтобы он мог его взять и правой и левой рукой, в зависимости от того, какой рукой он обычно рисует и пишет. Предварительно нужно разделить одну из сторон листа, на котором ребенок будет выполнять задание, горизонтальной чертой пополам. Необходимо также приготовить по две карточки с заданиями (2 и 3). Карточки размером 7— 8 на 13—14 см вырезаются из плотной белой бумаги. На одной из них черным фломастером (не очень толстым) нужно написать фразу «Ей дан чай» или «Он ел суп», можно также использовать простые английские фразы «Не is a boy», «She is a girl»; вертикальный размер букв — 1 см, а заглавной— 1,5 см. На второй карточке нужно изобразить 10 точек так, как показано на рисунке. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали — 1 см, диаметр точек — 2 мм.
При выполнении первого задания дается такая инструкция: «Нарисуй здесь (на чистой стороне листа) какого-нибудь мужчину, дядю так, как умеешь». Дети часто задают много дополнительных вопросов, на них лучше ответить: «Рисуй как умеешь». Можно подбодрить ребенка, если он не уверен. На вопрос, можно ли рисовать «тетю», «принцессу» и т. п., необходимо объяснить, что все дети рисуют «дядю». 
     После того как ребенок закончит выполнять это задание, нужно перевернуть лист и дать следующую инструкцию: «На этой карточке что-то написано, ты еще не умеешь писать, поэтому постарайся срисовать так же в верхней части листа» (карточку с фразой нужно положить перед ребенком выше листа).
     После выполнения второго задания нужно положить перед ребенком карточку с точками и дать такую инструкцию: «Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать такие же в нижней части листа».
Каждое задание оценивается по пятибалльной системе, причем 1 — лучшая оценка, а 5 — худшая. Примерная оценка выполнения заданий следующая. Дети, подготовленные к обучению в школе, должны нарисовать фигуру человека с головой, туловищем, конечностями, обозначить глаза, уши, нос, волосы, шею, пальцы, фигура должна быть пропорциональной. (Помните, в одном из разделов мы говорили о том, как меняется рисунок человека по мере взросления ребенка?) При копировании точек нужно правильно сориентировать их в пространстве, при копировании фразы — правильно воспроизвести штрихи букв, их наклон, правильно разделить фразу на слова.
     Критерии оценки рисования фигуры: 1 балл ставится тогда, когда у нарисованной фигуры есть голова, шея, туловище, ноги и руки, на голове — волосы, на лице — глаза, нос, рот, имеются признаки мужской одежды, а 5 баллов — когда на рисунке нечто головоногое.
При оценке копирования фразы 1 балл ставится тогда, когда фраза скопирована достаточно точно, 2 балла — предложение можно прочитать, 3 балла — можно прочитать хотя бы 4 буквы, 4 балла — с образцом сходны хотя бы две буквы, сохраняется видимость письма, 5 баллов — каракули.
При оценке срисовывания точек 1 балл — достаточно точное воспроизведение образца, но возможно увеличение и уменьшение фигуры при соблюдении симметрии по вертикали и горизонтали, 2 балла — возможно незначительное нарушение симметрии, допустимо изображение кружков вместо точек, 3 балла — группа точек грубо похожа на образец, нарушена симметрия, возможно большее (не больше 20) и меньшее (не меньше 7) количество точек, 4 балла — точки расположены кучно, но могут напоминать любую геометрическую фигуру, количество и величина точек — любые, 5 — каракули.
     Оценки выполнения каждого задания суммируются. Подготовленный к школе ребенок получает, как правило, от 3 до 9 баллов. Как видите, диапазон достаточно широк, и поэтому не волнуйтесь, если считаете, что не можете точно поставить оценку.
Тест Керна—Иразека дает представление об уровне общего развития ребенка, пространственном восприятии, способности к копированию, а также о степени развития сложнокоординированных движений рук, развитии моторики — все это необходимо при обучении ребенка в школе.
     Для проверки уровня подготовленности к школе по некоторым показателям умственного развития можно использовать некоторые методики, предлагаемые известными советскими психологами Л. А. Венгером и А. Л. Венгером. Однако сами авторы предупреждают: «Не следует полагаться на эти методики стопроцентно... Они ни в коей мере не исчерпывают всех сторон готовности... но помогают выявить наиболее типичные причины, приводящие к трудностям в начальном обучении». Еще одна рекомендация: «Ни в коем случае не «натаскивайте» ребенка на выполнение проверочных заданий. Это не повысит общего уровня психического развития, а только лишит вас возможности правильно оценить этот уровень». Хотим подчеркнуть, что это касается всех заданий. А о том, как заниматься с детьми, показавшими неудовлетворительные результаты, мы рассказали.
     Сначала нужно проверить, умеет ли ребенок слушать вас и выполнять ваши указания. Мы уже говорили о том, что ребенок, не владеющий этим, даже много знающий, будет с трудом усваивать школьную программу. Для начала можно выполнить тренировочные задания. Возьмите тетрадный лист в клетку и привлеките внимание ребенка к предстоящей работе, например, так: «Сейчас мы будем учиться рисовать красивые узоры. Приготовься — подними руку с ручкой вверх, вспомни, где у нас правая сторона, теперь веди руку направо (в воздухе), налево вверх, вниз, повтори еще раз (если ребенок путает «верх», «низ», «право», «лево», закрепите, не спешите). А теперь слушай внимательно, я буду говорить не только, куда, в какую сторону вести линию, но и какой длины она должна быть — одна клетка, две клетки (можно показать на листе). Начнем рисовать узор: отступи сверху 4 клетки и от левого края листа 4 клетки, поставь ручку на строку и веди линию: одна клетка вверх, одна направо, одна клетка вниз, одна направо, одна клетка вверх, одна направо; одна вниз...»
     При этом должен получиться простой узор, продолжить который до конца строки ребенок может сам.
Лучше взять для такой работы тетради для математики в большую клетку (тетради для шестилеток). Если ребенок допускает ошибку, обязательно поправьте его, проверьте, может ли он самостоятельно довести рисунок до конца строки.
Следующее задание более сложное: «Две клетки вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, две направо, одна вниз, одна направо, две клетки вниз, две направо, две вверх, одна направо, одна вниз, две направо, одна вниз, одна направо, две вниз. Дальше рисуй этот узор сам».
     Если вы видите, что ребенок отвлекается и этот узор для него слишком сложен, упростите задание. Значит, он пока еще не готов к выполнению такого задания.
     Шестилетний ребенок, подготовленный к школе, должен уметь выполнить и более сложные узоры. Например, такой. Две клетки вверх, две клетки направо, одна клетка вниз, одна клетка налево, одна клетка вниз, две направо, две вверх, две направо, одна вниз, одна налево, одна вниз, две клетки направо. 
     Или такой. Две клетки вверх, одна налево, две вверх, одна клетка направо, одна вниз, две направо, одна вниз, одна налево, две клетки вниз, одна направо, одна вверх, две направо, одна вверх, одна налево, две вверх, одна направо, одна клетка вниз, две направо, одна вниз, одна налево, две клетки вниз...
     При оценке выполнения задания авторы методики рекомендуют оценивать каждое задание в отдельности. При безошибочном выполнении задания ставится 4 балла, при двух-трех ошибках — 3 балла, если ошибок больше — 2 балла. Значит, максимальная оценка, которую может получить каждый ребенок при выполнении всех трех заданий — 12 баллов. Считается, что перед поступлением в школу ребенок должен набрать не менее 7 баллов.
Подобное же задание, но на нелинованном листе бумаги (начало рисунка можете прорисовать сами) покажет вам, насколько ребенок подготовлен к письму, умеет ли он видеть и соотносить размер, высоту, наклон, ширину штрихов.
Задания могут быть различными (см., например, рис. 12). Если задание выполнено хорошо и к тому же за срисованные фразу и точки по тесту Керна ребенок получил не больше трех баллов, то все в порядке. Но если задание выполнено плохо и по тесту Керна «за фразу» вы поставили больше трех баллов, с вашим ребенком нужно позаниматься (как — мы рассказали). Особое внимание обратите на то, правильно ли ребенок держит карандаш и ручку (не берет ли ее в кулак, не поворачивает ли пишущим концом к себе). Важно еще, не сжимает ли он ее чересчур сильно, не держит ли очень низко или, наоборот, очень высоко.
     Фактически эти задания аналогичны тому, которое дети выполняют в тесте Керна—Иразека — «Срисуй фразу». Дети, с трудом выполняющие подобные задания, это своеобразный контингент «риска» при обучении письму. Трудности в выполнении таких заданий показывают плохое развитие моторики, недостаточное развитие механизмов координации движений и пространственного восприятия, а, возможно, и недостатки зрительной коррекции движений. Очень важно при этом обратить внимание на темп работы ребенка. Как правило, у таких детей темп работы очень медленный, штрихи неровные, неуверенные, наклон плохо соблюдается, не сохраняется соотношение штрихов и пр. При формировании навыка письма у этих детей могут быть особые трудности.
     Очень важное значение для успешного обучения в школе имеет уровень развития памяти ребенка. Проверить так называемую механическую память довольно просто. Инструкция может быть такой: «Постарайся запомнить слова, которые я назову, а потом повтори их мне». Затем, не торопясь, ровным голосом нужно прочитать 10 слов, например, таких: год, лес, мёд, брат, слон, мяч, окно, мыло, сын, рука. После этого попросите ребенка повторить их, затем это же задание нужно повторить еще 3—4 раза. Важно делать все спокойно, не дергать ребенка, не торопиться, так как ребенок не может сразу запомнить все слова, похвалите его за те слова, которые он запомнил.
     Если ребенок сразу вспомнил не менее 5 слов, а после 3—4-кратного повтора — 9—10 слов, если не было провала после какого-либо из повторов и если через час (попробуйте и это) он забыл не более двух слов, то у него хорошая механическая память. А если результаты вас не удовлетворили, нужно разобраться в причинах и оказать ребенку необходимую помощь.
Хорошо бы понаблюдать за тем, как играет ваш ребенок с детьми, умеет ли подчинять свои интересы другим, согласовывать свои действия с действиями других детей. Может ли играть «по правилам» не только с детьми, но и со взрослыми. 
     Перед школой важно определить «ведущую» руку, ту, которой ребенок лучше владеет, которой будет учиться писать.
Существует несколько способов определения ведущей руки. Один из них — опросник, второй — экспериментальное тестирование в деятельности при выполнении детьми бытовых и графических действий.
Не останавливаясь подробно на методике и технике подобных исследований, мы хотим привести упрощенный вариант тестирования, предложенный М. Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским. Этот тест содержит игровые задания, подобранные с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. При выполнении тестирования взрослый должен сесть напротив ребенка (лучше за столом), но не сбоку. Обстановка тестирования должна быть спокойной, благожелательной, не следует фиксировать внимание ребенка на том, что вы определяете «рукость».
      Можно начать тестирование следующими словами: «Сейчас мы с тобой поиграем» или «Давай-ка мы поработаем вместе, я буду давать тебе задания, а ты постарайся их хорошо выполнить». Все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком строго на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки.
Первое задание — рисование. Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш (фломастер), предложите ему нарисовать то, что он хочет (или может). Не торопите ребенка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: «Я не умею», «У меня не получится». Можете успокоить его: «Я знаю, что это трудно — нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся», подбодрить, что он делает все верно. В этом задании учитывается не только то, какой рукой ребенок работает, но и при работе какой рукой лучше качество выполнения рисунка.
Второе задание — открывание небольшой коробочки, например, спичечного коробка. Ребенку предлагается несколько коробков (можно покрасить их в разные цвета или оклеить цветной бумагой). Задание: «Найди спичку в одной из коробочек». Ведущей будет считаться' та рука, которая совершает активные движения — закрывает, открывает, вынимает спичку.
Третье задание: построй колодец из спичек.
Ведущая — та рука, которой более активно выполняются все действия.
Четвертое задание — игра в мяч. Нужен небольшой (можно теннисный) мяч, который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и вы просите его как можно точнее бросить мяч в какую-то заранее намеченную цель несколько раз. Ведущая — та рука, которой ребенок бросал мяч.
Пятое задание — вырезание ножницами по контуру рисунка на любой открытке (можно вырезать цветок, машину, Чебурашку и т. п.). Ведущая — та рука, которой ребенок держит ножницы. Но бывает и так, что ребенок плохо владеет ножницами: он просто держит их, а более активно работает рука, поворачивающая открытку. В этом случае попробуйте попросить его взять ножницы в другую руку и оцените, какой рукой задание выполняется лучше.
Шестое задание — нанизывание бисера, бусинок или пуговиц на иголку с ниткой. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение, вне зависимости от того, в какой руке иголка. Активное движение может осуществлять как рука с иголкой, так и рука, держащая и «насаживающая» бусинку или пуговку на иголку.
Седьмое задание — выполнение вращательных движений при открывании и закрывании крышек на пузырьках. Предлагают 2—3 пузырька с завинчивающимися крышками (лучше с широкой крышкой) . Ведущая — та рука, которая совершает активное движение (крутит крышку или пузырек).
Восьмое задание — развязывание узелков. Предварительно нужно неплотно завязать несколько узлов на небольшом расстоянии на шнуре средней толщины. Ведущая рука та, что развязывает узел (понаблюдайте, какой рукой ребенок развязывает шнурки).
Девятое задание — построение из кубиков дома, машины, крепости и т. п. В этом задании оценить ведущую руку труднее, чем в предыдущих, так как этот вид работы дети выполняют обычно двумя руками. Поэтому не торопите ребенка и понаблюдайте, какой рукой чаще он берет, укладывает, поправляет кубики (или работает с конструктором).
Десятое задание — попросите ребенка нарисовать что-нибудь (дом, дерево, человека) , а потом попросите нарисовать то же самое другой рукой. Оцените не только качество (оно может быть хуже, если ребенка переучивали), но и уверенность движений, скорость выполнения рисунка. 
     При проведении тестирования следует помнить, что каждое новое задание лучше предлагать ребенку в игровой форме. Если вы заметили, что ребенок устал, дайте ему возможность отдохнуть, встать, размяться. Главное — при выполнении задания не фиксируйте его внимание на том, какой рукой он это делает. Не предупреждайте заранее: «Сейчас мы проверим, какой рукой ты лучше...».
Для того чтобы иметь объективные результаты выполнения каждого задания, удобно подготовить вот такой «протокол», тогда не нужно будет их «держать в уме» или вспоминать.
 
Тест
Правая рука
Левая рука
Обе руки
 1.
 2.
 3.
 4.
+
+
 
 
+
 
 
 
+
 
     Если в графе «Правая рука» плюсов больше пяти и есть плюс за десятый тест — все графические задания ребенок должен выполнять только правой рукой!
Вы удовлетворены результатами? Прекрасно, но не забудьте еще о состоянии здоровья, о режиме, об умении обучаться со сверстниками и... Впрочем, чтобы все перечислить, нужно начать нашу статью сначала.
    Не расстраивайтесь, если первая попытка оказалась неудачной. Теперь вы знаете, что ребенку нужна ваша помощь, знаете, что нужно делать. Наберитесь терпения. Все в ваших руках.
     Желаем удачи!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый этап – его можно назвать «физиологической бурей» - когда на первоклассника обваливается целый комплекс новых воздействий, и, соответственно, организм отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем.

Второй этап - организм ребенка начинает частично приспосабливаться и его энергетические затраты на адаптацию снижаются.

Третий этап – устойчивое приспособление к новым условиям.      

   Длительность каждого периода составляет 5-6 недель, и относительно устойчивого состояния первоклассник достигает не раньше чем к середине октября. Наиболее тяжелы первые четыре недели, именно они и отличаются интенсивной работой сердечно-сосудистой, эндокринной и нервной систем, что, несомненно, сказывается на работоспособности. Обычные виды деятельности становятся серьезным испытанием для всех физиологических систем ребенка. Исследования показывают: при чтении вслух обмен веществ возрастает на 48%, при ответе у доски и контрольных работах пульс учащается на 15-30 ударов, повышается артериальное давление и даже изменяются биохимические показатели крови. Интенсивность изменений, происходящих в это время в детском организме, можно сравнить с ситуацией воздействия экстремальных условий на взрослого человека. Когда же можно говорить о благополучной адаптации первоклассника? Критерии таковы: улучшение работоспособности на протяжении первых месяцев обучения, отсутствие неблагоприятных изменений в состоянии здоровья и хорошее усвоение программного материала. И еще – адекватное поведение, установление контакта с одноклассниками и учителем. А признаки неблагополучия – это чрезмерное возбуждение, агрессивность или, наоборот, депрессия, чувство страха, нежелание идти в школу. Может нарушиться сон и снизиться аппетит. Существует определенная категория детей, которые особенно тяжело переносят адаптацию. Это, как правило, дети с неблагоприятным периодом новорожденности, часто простужающиеся, имеющие различные хронические заболевания, страдающие расстройствами нервно-психической сферы, а также дети с недостаточным развитием определенных мозговых структур.

 

 

Адаптация к школе – длительный процесс, зависящий от многих факторов. Его можно разделить на несколько этапов.