LsLSm

Личный сайт

Леонида Сметанкина

LsLSm

Личный сайт

Леонида Сметанкина

 

                                                                Последнее изменение сайта 27.10.2008


 

 

 

 

 

Программа "Искусство" ( "Музыка и ИЗО", 9 класс)

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Программа лИскусство (Музыка и ИЗО)╗ разработана для 9 классов в гимназии №10 города Воронежа учителем Пешковой И.В. под руководством директора гимназии Сметанкина Л.И.

Основу программы лИскусство╗ составляет  раздел программы лИзобразительное искусство и художественный труд╗ утвержденная Главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации 1994 года.  Программа направлена на изучение синтетических видов искусства Ц народных праздников, театра, разнообразных народных обрядов и ритуалов, зрелищных искусств. Изобразительно-пластическая, поэтическая и музыкальная культура рассматривается как живое творческое явление, которая развивается и включается в современную жизнь.

 Цель изучения курса: Духовное развитие личности, формирование творчески-созидательной личности.

 Задачи курса:

-формирование целостного мироощущения учащихся;

-формирование чувства национального достоинства через развитие ассоциативного творческого мышления в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства;

-формирование представлений об общечеловеческих ценностях;

-формирование представлений о  закономерностях синтеза искусств;

-развитие творческого воображения на основе синтеза музыки и изобразительного искусства;

-развитие воображения  и зрительных представлений, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры;

-развитие чувства музыкального восприятия через художественный образ;

-приобщение к наследию отечественного и мирового искусства;

-воспитание активного эстетического отношения к действительности, к искусству, явлениям культуры, народным традициям.

В основу программы положены:

-тематический принцип планирования учебного материала;

-обучение в творческой деятельности;

-система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным творчеством и театральным искусством;

-система межпредметной связи (Изо и музыка);

-формирование познавательно-эстетической деятельности.

Программа лИскусство╗ для основной школы строится как продолжение и развитие программ лИзобразительное искусство╗ и лМузыка╗. Тема лСинтез  искусств╗ является  как развитием, так и принципиальным расширением курса пространственных искусств.

Формы и методы проведения занятий.

В программе определен круг содержания и перечень художественно-творческих работ. Все разделы охватывают изобразительно-пластическое и музыкально-поэтическое творчество. Это создает условия для интеграции, прежде всего в области преподавания предметов художественно-эстетического цикла. Многообразие видов интегрирования создает предпосылки для разнообразных форм и методов проведения занятий (творческая работа, викторины, лекции, беседы, комбинированные занятия, интегрирование уроки).

Первая часть в структуре программы отведена  синтезу во временных искусствах. Этот раздел строится на раскрытии народного творчества в  календарно-обрядовой культуре.

Вторая часть отведена синтезу музыки и изобразительного искусства в театре. Проникновение в суть синтетических искусств требует развитого ассоциативного мышления и  художественной эрудиции.  Тема лТеатр╗, знакомая учащимся по начальной школе поднята на новый качественный уровень и дополнена музыкальной образностью.

Курс лИскусство╗ призван способствовать духовному развитию  личности. Культурно-эстетическое развитие учащихся, эмоционально-ценностное отношение их к традиционной культуре и искусству находятся в прямой зависимости от умений проявлять эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведения народного и профессионального искусства. Приобщение учащихся к основам народной культуры и культуры в целом способствует духовному развитию молодежи нового тысячелетия.

Программа.

9класс лИскусство╗ (ИЗО и музыка).

Раздел 1: Введение в курс предмета. (2часа)

Введение. Синтез искусств. Синтез музыки и изобразительного искусства.

Раздел 2: Народные праздники. (15часов)

 Народный праздник- синтез всех искусств. Праздничное в искусстве. Древние традиции в христианских праздниках. Православные праздники. Городские праздники. Современные народные праздники. Музыкальное сопровождение современных праздников. Обобщение раздела.

Практические задания:

Декоративная композиция в квадрате на тему лВремена года╗.  Создание эскизов народных костюмов. Рисование тематических композиций: лЯрмарка╗, лПасха╗, лКоляда╗, лМасленица╗. Зарисовки под музыку (по представлению).  рисунки эскизов современных  костюмов для празднования лМасленицы╗ или лНового года╗. Подбор музыкального ряда к празднику.

Раздел 3: Зрелищные искусства - как синтез искусств. (17часов)

 Театр Ц старейшее зрелищное искусство. Композитор, художник и режиссер.  Театральный образ. Сцена. Занавес. Афиша. Обобщение за год (выставка).

Практические задания:

Зарисовка фигуры человека в движении. Эскиз костюма. Эскиз грима. Эскиз оформление сцены к спектаклю. Эскиз росписи занавеса Эскиз афиши.

Поурочно-тематическое планирование.

9 класс  лИскусство╗

Тема раздела: Введение в курс предмета. (2часа)

1. Введение. Синтез искусств.

Беседа- лСотрудничество в искусстве╗.

 Введение в предмет. Синтез литературы и драматургии. Синтез литературы и драматургии. Синтез театра и изобразительного искусства. Синтез музыки и театрального искусства. Знаменитые музыкальные оперы и оперетты.

Зрительный ряд: эскизы декораций, иллюстрации к книгам. 

Музыкальный ряд: отрывки из- лЛетучей мыши╗, лПринцессы цирка╗, лБориса Годунова╗, русские народные песни.

 

2. Синтез музыки и изобразительного искусства.

Интегрированный урок.

Творчество М. К. Чюрлениса. Творчество Врубеля в театре. Роль театра в современное время. Прослушивание фрагментов из опер лРомео и Джульетта, лСнегурочка╗, и лЛебединое озеро╗ П.И. Чайковского. Художники русского театра и их творческие  поиски.

 Зрительный ряд: Врубель: лЦаревна лебедь╗, лДемон╗, лСнегурочка╗, лШестикрылый Серафим╗, Чюрленис: лСоната весны╗, лФуга╗, лСоната моря╗, Бакст: лКостюм Нарцисса╗.

Музыкальный ряд: РимскийЦ Корсаков лСнегурочка╗, Чайковский лЛебединое озеро╗.

Практическое задание урока.

 1.Зарисовки по музыкальным произведениям.

 

Тема раздела: лНародные праздники╗. (15часов)

 

3. Народный праздник- синтез всех искусств.

Урок-лекция.

История возникновения праздников. Происхождение идеологических праздников. Отражение в них языческих представлений и традиций. Художественно-образная символика праздников. Декоративно-прикладное искусство и его светское и культовое значение в праздниках. Музыкальное сопровождение праздников. Роль песни в праздничных застольях. Роль традиционного праздника  в жизни в жизни современного человека.

Зрительный ряд: репродукции произведений искусства лПраздник Победы╗, лкарнавал╗, лКрестных ход в Курской губернии╗.

Музыкальный ряд: русские народные песни, песни о ВОВ.

 

4. Праздничное в искусстве.

Комбинированный урок.  

Роль цвета в выражении содержания праздника. Символика цвета. Соединение эмоций и цвета.

Практическое задание урока:

1. Эскиз декоративной композиции в квадрате на тему лВремена года╗.

Домашнее задание.

Перенос эскиза на формат А4.

 

5. Древние традиции в христианских праздниках.

Комбинированный урок.

         Взаимосвязь языческих и христианских праздников. Особенности мировоззрения, нашедшего выражение в христианских праздниках. Традиции Пасхи и Рождества. Раскрытие содержательного и духовного смысла основных праздников. Многоярусный, высокий иконостас- создание русской художественной  мысли.

Зрительный ряд: фото церковных построек г.Владимира, Москвы,

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Практическое задание урока:

1.  Работа над цветовым решением декоративной композиции.

Домашнее задание. (Творческое задание):

Продолжить и закончить практическую работу урока.

 

6-8 Традиционные народные праздники.

Уроки - творчества.

         Связь народных праздников с трудовыми процессами, сезоном работ. Праздники  связанные с жизнью и традициями семьи.

Зрительный ряд: репродукции произведений искусства  лМосковский поезд╗, лЯрмарка╗.

Практическое задание:

Эскизы старинных праздничных костюмов, одежды ряженных.

 

 9-11. Городские праздники.

Комбинированный урок.

         Особенности городской культуры, нашедшие выражение в сезонных народных праздниках. Взаимосвязь народного искусства и искусства оформления улиц города. Обрядовые особенности городских праздников. Праздники Западной Европы: карнавалы, маскарады, балаганы, карусели. Синтез всех видов искусств на праздничной площади.

Музыкальный рядПесни в исполнении хора им. Пятницкого.

Практическое задание:

1.Рисунок эскиза тематической композиция лЯрмарка╗, лКарнавал╗, лРождество╗, лПасха╗.      

Домашнее задание: Работа над композицией.

 

12-15. Современные народные праздники.

Интегрированный урок.

         Беседа о современных общенародных праздниках и их особенностях. Одежда современных людей в праздничные дни. Отличительные черты современных праздников от праздников прошлых веков. Отличие в оформлении города в праздничные дни. Взаимосвязь народного и профессионального искусства в праздничных концертах. лНовый год╗, лРождество╗, лМасленица╗ в наши дни.

Музыкальный ряд: Современные песни о праздниках,  не отживший народный фольклор лОй мороз, морозЕ╗, лШумел камыш╗.

 Практическое задание:

1. Эскиз костюма на основе современных материалов и моделей к празднованию лРождества╗ или лМасленицы╗.

2.Тематическая композиция лНаш Новый год╗.

Домашнее задание.(Творческое задание):

Подбор музыкального ряда к современным праздникам.

 

16. Музыкальное сопровождение современных праздников.

Прослушивание и отбор музыкальных произведений для различных праздников. (работа по бригадам).

План музыкального сопровождения.

1.     Вступление.

2.     Тематический подбор

3.     Заключительное музыкальное сопровождение.

 Музыкальный ряд: различные записи, посвященные или подходящие  для празднования  лНового года╗, л8 марта╗, лДень Победы╗, лМасленицы╗.

 

17.Обобщение и систематизация пройденного материала.

Семинар.

Вопросы по темам пройденного материала.  Контроль прочности знаний в письменной и устной форме. Просмотр лучших творческих работ.

 

Тема раздела: Зрелищные искусства как синтез искусств╗.(17часов)

 

18-19. Театр - старейшее зрелищное искусство.

Введение.

Учащиеся знакомятся с истоками театра, восходящими к народным праздникам. Типы театров Ц драматический, театр комедии, театр оперы и балета, камерный театр, театр юного зрителя. Роль художника в создании спектакля. Роль композитора в создании спектакля. Прослушивание музыкальных произведений  и краткое знакомство с их содержанием.

Зрительный ряд: репродукции работ художников театра.

Музыкальный ряд: опера лБорис Годунов╗, опера лОнегин╗, опера лРомео и Джульетта╗, опера лКармен╗ опера лСнегурочка╗, опера лРуслан и Людмила╗, музыка к балету лЛебединое озеро╗, сюита лКармен╗, лЩелкунчик╗.  

Практическое задание урока (творческое задание)

1.Зарисовки фигуры человека в движении.

Домашнее задание: (Творческое задание):

Выбрать музыкальное произведение для творческих поисков оформления спектакля.

 

20. Композитор, художник и режиссер.

Лекция.

         Восприятие художником драматургической основы не в полной мере определяет зрительный образ будущего спектакля. Он складывается в результате совместной работы художника, композитора и режиссера. Создание целостного образа зрелища, его пластическое и музыкальное решение.

Зрительный ряд: декорации разных художников к постановке одной пьесы.

Музыкальный ряд: отрывки из  опер и музыкальных произведений  к балетам.

Домашнее задание (Творческое задание):

Подумать над характером выбранного музыкального произведения и его главными героями.

 

21-24. Создание образа в театре.

Комбинированный урок.

Вечные темы музыки. Слияние искусств. Искусство танца и драмы. Искусство балета. Искусство оперы и оперетт. Музыка- как ведущее звено театра. Изобразительное искусство в помощь воображению и созданию настроения. Значение костюма и грима в образе спектакля. Отличие театрального костюма от бытового. Роль цвета в создании образа.

Музыкальный ряд: лКармен╗  Бизе, лРомео и Джульетта╗ Прокофьев, лЛебединое озеро╗ Чайковский.

Зрительный ряд: Репродукции рисунков  художников театров.

Практическое задание урока

1.Творческое задание: эскиз костюма и грима героя к выбранному музыкальному произведению.

 

25-28.Сцена и художник.

Особенности устройства сцены, ее основные элементы. Требования к решению сцены, определяемые целостным образом спектакля, а также удобством игры актеров. Условность языка сцены, роль освещения.

Зрительный ряд: Репродукции эскизов оформления  сцен к спектаклям рисскими  художниками.

Практическое задание:

Творческое задание: эскиз сцены к выбранному спектаклю.

 

 29-30. Занавес -обобщающий образ к спектаклю.

Значение занавеса можно сравнить с ролью увертюры в музыкальном спектакле или обложки в книге. Занавес как символ театра. Приемы оформления занавеса. Роль цвета.

Зрительный ряд: Репродукции эскизов  занавесов к спектаклям рисскими  художниками.

Музыкальный ряд: отрывки из  опер и музыкальных произведений  к балетам.

Практическое задание  (творческое задание): эскиз занавеса к отдельным действиям или ко всему спектаклю.

 

31-33. Афиша - как лицо спектакля.

         Роль афиши. Основные композиции плаката. Цвет в плакате. Шрифты и их роль в передаче характера спектакля.

Зрительный ряд: Репродукции афиш к спектаклям, афиши Тулуза - Лотрека.

Практическое задание: эскиз афиши.

 

34.Обобщение и систематизация пройденного материала.

Викторина.

Вопросы по  пройденному материалу.  Решение кроссвордов. Просмотр лучших творческих работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
Главная Об авторе Экскурсии по Греции Фотографии Гостевая Форум

 

LsLSm
Погода    Новости    Словари    Школьный  Яндекс   Телепрограмма                                      Карта Европы        Карта Воронежа
Личный сайт Леонида Сметанкина
 

 

 

 



Hosted by uCoz